Пиломатериалы представляют собой сортименты, получаемые продольной распиловкой бревен (пиловочника). По форме поперечного сечения различают пиломатериалы, выпускаемые в виде пластин (две симметричные части бревна), четвертин (две симметричные части пластины), брусьев (пиломатериалы прямоугольного сечения, толщина и ширина которых менее 100 мм), досок (пиломатериалы прямоугольного сечения, ширина которых больше двойной толщины), обапола или горбыля (боковая часть бревна) и шпал. По характеру обработки пиломатериалы подразделяют на обрезные (все четыре стороны пропилены), необрезные (пропилены только пласти) и односторонне обрезные (пропилены пласти и одна кромка). При этом пласть — продольная широкая сторона пиломатериала, ребро — линия пересечения кромки и пласти. Сохранившаяся на непропиленной кромке часть поверхности бревна называется обзолом. Качество пиломатериалов определяется наличием пороков и дефектов обработки (обзол, кривизна, покоробленность, непараллельность пластей и кромок, чистота поверхности и др.). В соответствии с действующими стандартами пиломатериалы выпускаются хвойных, лиственных пород, авиационные, экспортные, обапол для крепления горных выработок, шпалы и др. Пиломатериалы хвойных пород выпускаются длиной 1—6,5 м, толщиной 16—60 мм (доски), 40—250 мм (бруски и брусья) и шириной 80—520 мм. Доски и бруски изготавливаются пяти сортов, а брусья — четырех. Пиломатериалы лиственных пород выпускаются трех сортов, длиной 0,5—6,5 м, толщиной 13—100 мм, шириной 60—200 мм. Авиационные пиломатериалы используются для изготовления деталей и заготовок в самолетостроении. Они поставляются в виде брусков и досок. К ним предъявляются повышенные требования по наличию пороков, дефектов обработки, макроструктуре и физико-механическим показателям. Экспортные пиломатериалы предназначены для поставки в капиталистические страны Европы и Азии (пиломатериалы «северной сортировки»), на средиземноморский и южный рынки (пиломатериалы «черноморской сортировки») и в социалистические страны. По качеству древесины и ее обработке экспортные пиломатериалы вырабатываются пяти сортов. Обычно их сортируют на три группы: бессортные (включающие 1, 2 и 3-й сорта), 4 и 5-й сорта. Поставка экспортных пиломатериалов осуществляется по согласованным с потребителем спецификациям — стокнотам. Обапол выпускается для крепления горных выработок дощатый (одна сторона пропилена полностью, а другая — не менее чем до половины длины) и горбыльный (пропилена только одна сторона) длиной 0,8—2,75 м, толщиной 16—35 мм, шириной 90—200 мм. Он применяется для затяжки кровли и боковых горных пород в шахтах. На сорта обапол не разделяется. Таблица 14. Маркировка пиломатериалов Сорт Нанесение маркировки краской или отбойным клеймом мелом или штемпелем Отборный — 0 1 . или I І 2 .. » II II 3 ... » III III 4 Толщиной 25 мм и более +, » менее 25 мм = IV Шпалы выпускаются для железных дорог широкой и узкой колеи, а также для метрополитена. Шпалы для железных дорог широкой колеи изготавливают типов I — для главных путей, II — для станционных и подъездных путей и III — для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий, видов А — обрезные (пропиленные со всех четырех сторон) и Б — необрезные (пропилены только пласти) длиной 2750 мм, I- и ІІ-го сорта. Шпалы для железных дорог узкой колеи выпускаются двух видов (обрезные и необрезные) и трех типов (в зависимости о г размеров поперечного сечения), длиной 1200, 1500 и 1700 мм. Шпалы для метрополитена изготавливают только обрезные толщиной 165 мм, шириной верхней пласти 165 мм, нижней пласти — 250 мм, длиной 2650 мм. Маркировке подлежат пиломатериалы длиной более 1 м. Марка наносится на одном из торцов отбойным клеймом, водостойкой краской, мелом или штемпелем (табл. 14). При маркировке пиломатериалов для судостроения отборного и I сорта рядом со знаком сортности проставляется буква С. Экспортные пиломатериалы маркируют на обоих торцах несмываемой краской. Маркировочный знак содержит наименование отправителя (всесоюзного объединения «Экспортлес») — E, условное обозначение сорта — одна или две пятиконечные звезды (соответственно для IV-го сорта или бессортных пиломатериалов) и название порта отгрузки пиломатериалов. Маркировка шпал производится нанесением на один из торцов трафаретом, отбойным клеймом или водостойкой краской их марки и сорта (шпалы для железных дорог узкой колеи), буква M (шпалы для метрополитена). К продукции лесопиления относятся также различные виды деревянных заготовок, которые выпускаются для деталей в строительстве, железнодорожных вагонов, мебели (ЧМЗ — черновые мебельные заготовки), сельскохозяйственных и грузовых машин, судостроения, паркетных покрытий (фриза), музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, текстильной и обувной промышленности, изготовления тары и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пиломатериалы» з дисципліни «Товарознавство сировини і матеріалів»