Любой товар обладает множеством свойств, различных по своей природе. Свойствами товара называются его объективные особенности, которые могут проявляться на любой из стадий жизненного цикла товара. Потребительскими свойствами называют объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека. Потребительские свойства формируют полезность товара как потребительной стоимости. В процессе потребления товара его потребительские свойства могут оказывать положительное или отрицательное влияние на человека и окружающую среду. По своей природе потребительские свойства делят на физические, химические, физико-химические и биологические. К физическим свойствам относятся механические (прочность, деформация, твердость, усталость и др.), термические (теплоемкость, теплопроводность, огнестойкость, термостойкость, термическое расширение и др.), оптические (цвет, блеск, прозрачность, лучепреломляе-мость и др.), акустические (тембр, высота звука, звуковое давление и др.), электрические, а также общие физические свойства (масса, плотность, пористость). Химические свойства характеризуют отношение товаров к воздействию различных химических веществ и агрессивности сред. Эти свойства зависят от химического состава и строения материалов. Наиболее важными из них являются водостойкость, кислотостойкость, щелоче-стойкость, отношение к действию органических раство рителей, света, погодных условий. Физико-химические свойства объединяют свойства, проявление которых сопровождается физическими и химическими явлениями одновременно. Важнейшими из них являются сорбционные свойства, т.е. способность поглощать и выделять газы, воду и растворенные в ней вещества, адгезионные свойства, т.е. свойства слипания или склеивания, свойства проницаемости (воздухо-, паро-, водо- и пылепроницаемость). Биологические свойства характеризуют устойчивость товаров к действию микроорганизмов (бактерии, плесневые грибки, дрожжи), насекомых (моль, тараканы и пр.) и грызунов (мыши, крысы). Процессы гниения, плесневения товаров вызываются соответствующими видами микроорганизмов. В зависимости "от характера влияния на потребительную стоимость выделяют функциональные, эргономические, эстетические, социальные, экологические свойства товара, а также его надежность. Функциональные свойства товара обеспечивают выполнение товаром своих функций в соответствии с назначением. Функциональные свойства имеют три группы показателей: совершенство выполнения основной функции (точность хода часов, чистота отстирывания белья стиральными машинами, максимальная скорость мотоцикла и др.); универсальность применения (возможность съемки объектов со временем выдержки, не предусмотренным для данного класса фотоаппаратов, возможность распыления красок пылесосами); совершенство выполнения вспомогательных операций (степень автоматизации оттаивания камеры холодильника, время нагрева электронагревательных приборов до заданной температуры после включения в электросеть, возможность подключения к фотоаппарату сменной оптики, ламп-вспышек). Эргономические свойства - обеспечивают удобство и комфорт при пользовании товаром, создают оптимальные условия для человека, в процессе труда и отдыха, снижают утомляемость, повышают производительность труда. Эргономические свойства делятся на следующие группы: гигиенические, антропометрические, психофизиологические, психологические. Гигиенические свойства обеспечивают оптимальные условия для функционирования человеческого организма (поддержание температуры, влажности воздуха, освещенности и др.). Нарушение допустимых уровней может отрицательно сказаться на самочувствии человека, вызвать дискомфорт, привести к быстрой утомляемости при пользовании товаром. Антропометрические свойства характеризуют соответствие товара размерам, форме и распределению массы тела человека и отдельных его частей. Эти свойства должны
8 9 обеспечивать рациональную и удобную позу человека, способствовать формированию правильной осанки. Психофизиологические свойства обеспечивают соответствие товара особенностям органов чувств человека. Это - соответствие его зрительным, слуховым, вкусовым, обонятельным и осязательным возможностям. Психологические свойства характеризуют соответствие товара особенностям восприятия памяти и мышления человека, а также уровню его образования и привычкам (завинчивание винтов и шурупов в направлении движения часовой стрелки). Эстетические свойства товара обеспечивают удовлетворение духовных потребностей человека, и в первую очередь потребности в прекрасном. Товар может быть действительно красивым и эстетичным при условии, что показатели его внешнего вида (форма, цвет, декор, рисунок, отделка) соответствуют функциональному назначению и подчиняются законам гармонии и красоты. Социальные свойства - способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Показателями социальных свойств часто выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов (драгоценных металлов, камней, ароматических веществ). Нередко эти показатели связаны с психофизиологическим восприятием потребителя (имидж товара, внешний вид, иногда аромат или звук). Экологические свойства — способность товара не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при его эксплуатации или потреблении. Примером экологических свойств для тканей и одежды может служить прочность красителей; для порошкообразных товаров (стиральных порошков) - надежность упаковки, которая должна предохранять от распыла. Надежность товара — свойство, характеризующее его способность сохранять свою потребительную стоимость во времени. По стандарту надежность определяется как свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Потребительские свойства товаров» з дисципліни «Товарознавство непродовольчих товарів»