Обострение положения с продовольствием в целом ряде развивающихся стран в начале 70-х годов вызвало необходимость принятия срочных мер, направленных на смягчение продовольственной проблемы. Важным инструментом уменьшения проблемы голода явилась продовольственная помощь, под которой понимается передача средств на условиях льготных кредитов и безвозмездных даров. Масштабы и влияние. Продовольственная помощь стала одним из элементов обеспечения продовольственной безопасности. С середины 70-х годов ее объем возрос с 8 до 13 млн т зерна в год в 1995 г., или до 0,7% производства. Кроме того, за указанный период возросли льготные поставки незерновых продуктов питания (порошковое молоко, растительное масло) с 330 тыс. т до 1,2 млн т. Следует отметить, что, несмотря на рост абсолютных размеров продовольственной помощи, значение импорта зерна в общих его поступлениях для потребления населением развивающихся стран постепенно увеличилось, а доля помощи сокращалась. Основные поставки продовольственной помощи идут в страны присахарской Африки, на долю которой приходится свыше 70% ее общего объема. В целом в последнее десятилетие произошло увеличение помощи наименее развитым странам. Среди других наиболее крупную помощь получают Египет, Иордания, Марокко и Тунис, в Азии — Индия, Пакистан, Шри-Ланка, в Латинской Америке — Сальвадор, Гватемала, Ямайка, Перу. В связи с резким спадом сельскохозяйственного производства продовольственная помощь стала поступать в восточноевропейские страны и в республики Центральной Азии. Многолетние поставки продовольственных продуктов в больших количествах дают несомненные временные выгоды странам-получателям. Они смягчают нехватку продовольствия, облегчают оказание неотложной помощи голодающим. Помощь уменьшает валютные расходы на импорт продовольствия и позволяет сэкономить средства, необходимые для других отраслей экономики. Однако для социально-экономического развития принимающих стран она может иметь отрицательные краткосрочные и долгосрочные последствия. В связи с этим происходит переориентация международной помощи с поставок продовольствия на передачу технологии и снабжение техникой и другими средствами производства. Техническая и финансовая помощь оказывается не только сельскому хозяйству развивающихся стран, но и другим отраслям продовольственного комплекса. Отставание их от Запада у развивающихся стран, так же как и в развитии сельского хозяйства, большое. Развивающиеся страны стремятся исключить отрицательные воздействия со стороны стран-доноров при получении продовольственной помощи. Они выступают против использования помощи для оказания политического давления, проявляют интерес к расширению помощи на многосторонней основе, к увеличению льготного кредитования и безвозмездной помощи, увязке продовольственной помощи с программами экономического и социального развития. Доноры продовольственной помощи. Предоставление продовольственной помощи осуществляется на двухсторонней и многосторонней основах. Ею занимаются межгосударственные организации и объединения — ОЭСР, ЕС, ОПЕК и др. В 80— 90-е годы отмечалась тенденция сокращения предоставляемой помощи через межгосударственные организации и увеличение ее через неправительственные. Крупнейшей международной организацией, занимающейся вопросами продовольствия и сельского хозяйства в мире, является Продовольственная и сельскохозяйственная организация I (ФАО), созданная в 1945 г. Помимо сбора и анализа информации ФАО занимается вопросами координации оказания продовольственной помощи развивающимся странам, а также содействия развитию сельского хозяйства. Она разрабатывает и осуществляет разнообразные проекты технической помощи. В системе ФАО с 1967 г. действует программа промышленного сотрудничества, в реализации которой принимают участие более ста корпораций агробизнеса. Существенный вклад в разработку продовольственных вопросов вносят другие международные организации, в том числе созданный ООН в 1974 г. Всемирный продовольственный совет, который наблюдает за мировым продовольственным положением и организует помощь нуждающимся странам. В 1977 г. был создан Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД), он оказывает содействие развивающимся странам в целях улучшения положения с продовольствием, предоставляя средства в виде займов на льготных условиях и в виде даров. Основным поставщиком помощи на двухсторонней и многосторонней основах являются США. В течение многих лет они поставляют продовольственные товары развивающимся странам либо на льготных условиях, либо безвозмездно. В середине 60-х годов на США приходилось 96% объема продовольственной помощи. В 90-е годы это доля понизилась на 40%. Являясь крупнейшим поставщиком помощи, США в своих внешнеэкономических отношениях не раз прибегали к политике «продовольственного оружия». Крупные поставки продовольственной помощи предоставлялись в 70-е годы Египту во времена Садата, Чили — после военного переворота. В 60-е годы значительная безвозмездная помощь предоставлялась Тунису, Филиппинам и Южному Вьетнаму, а на льготных условиях — Индии, Пакистану, Южному Вьетнаму и Южной Корее. Наряду с оказанием продовольственной помощи, расширением сельскохозяйственного экспорта США с конца 70-х годов пришли к политике стимулирования производства продовольствия в развивающихся странах. Они исходили из того, что данный подход способствует политической и социальной стабилизации в мире и позволяет США расширить свои торговые связи. В 80-е годы в продовольственной помощи возросла роль стран Западной Европы. В сравнении с США ЕС придерживается более умеренной направленности в оказании продовольственной помощи. Поставки продовольствия включают зерновые, порошковое молоко, топленое масло и сахар. Большая часть помощи направляется в наименее развитые страны Африки и Азии. В основном она концентрируется в странах, связанных с Союзом системой различных соглашений. Отдельное направление в оказании продовольственной помощи ЕС — выделение средств на цели развития сельского хозяйства развивающихся стран.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Продовольственная помощь» з дисципліни «Світова економіка»