Наука представляет собой сложную и весьма трудно поддающуюся каким-либо измерениям систему, воплощающую в себе результаты интеллектуальной деятельности людей, упорядоченный комплекс их идей, знаний и опыта. Вследствие этого исследование результатов научно-технической деятельности сопряжено с рядом трудностей, вызванных специфическим характером ее «продукции», которую весьма сложно подвергнуть какой-либо количественной оценке. Однако, представляя современный научно-технический потенциал как общественно-экономическую категорию в виде большой и сложной системы, характеризующейся динамическим развитием в соответствии с рядом свойственных ей объективных законов (системности науки, ее ускоренного развития и т.д.), и используя диалектическое единство производственной и научно-технической деятельности, можно выделить такие составляющие этого потенциала, показатели которых в той или иной степени поддаются количественному анализу и сравнению. В качестве основных, ключевых составляющих научно-технического потенциала, определяющих его состояние и тенденции дальнейшего развития, несомненно, должны быть прежде всего выделены обеспеченность страны научно-техническими кадрами и материально-техническое обеспечение научно-исследовательской деятельности. Однако это в большей степени «количественные» составляющие (так как им сравнительно легко дать количественную оценку по различным показателям), не характеризующие в достаточной мере объект исследования. Поэтому возникает необходимость учитывать еще ряд других составляющих, которые условно можно назвать «качественными». К основным из них следует отнести: организацию системы управления наукой; обеспеченность научно-технической информацией; основные направления научных исследований.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Критерии оценки» з дисципліни «Світова економіка»