К 1985 г. в работе государственной и ведомственной статистики стали очевидными застойные явления. Они сказывались в явной недооценке фундаментальных методологических исследований, отсутствии интереса к достижениям отечественной статистики предшествующих периодов, недооценке опыта зарубежной науки, недостаточном исследовании связи статистической информации с потребностями управления народным хозяйством, низком уровне аналитической работы статистических органов, разбухании отчетности, превалировании интереса к объемным показателям в ущерб качественным, увеличении фактов очковтирательства и приписок, разобщения ведомственной и общегосударственной, отраслевой и региональной статистики, ограниченности публикуемых статистических материалов, ослаблении материально-технической базы и недостатке и слабом использовании высококвалифицированных кадров. Такое положение сложилось вследствие общих негативных явлений, возникших в нашей стране. Статистика помогала «победным» реляциям застойного периода. Естественно, что положение в статистике сразу привлекло внимание общественности в период перестройки. Исторические решения XXVII съезда КПСС, январского(1987 г.) и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС, наметившие мероприятия по радикальной реформе управления экономикой, сделали необходимой перестройку организации статистики в стране. 17 июля 1987 г. Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по коренному улучшению дела статистики в стране». В нем подвергнута тщательному анализу сложившаяся ситуация и намечена детальная программа по развитию статистической работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР ЦСУ СССР было преобразовано в союзно-республиканский Государственный комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР). Обновление статистики начиналось с расширения гласности с публикации данных о дефиците, несбалансированности государственного бюджета, о младенческой смертности, продолжительности жизни, доходах и расходах населения и т. д. Гласность выявила некорректность ряда методик государственной статистики. Так, при закрытой бюджетной статистике мало задумывали! над тем, как получены ее данные, насколько они репрезентативны. Появление в печати таких цифр, как удельный вес pacxодов на питание в бюджетах рабочих и служащих (всего 33% 1987 г.), окончательно убедило в смещенности выборочной структуры потребления. Происходит это потому, что единица отбор (работающий) не совпадает с единицей наблюдения (семья) репрезентируется зарплата работающих, их распределение отраслям, социальным и квалификационным группам, но не состав и размер семьи, доход семьи — т. е. те характеристики которые определяют само потребление. Наверное, не нужна такая массовая сеть семей, регистрирующих свои доходы и расходы какая имеется сейчас (свыше 90 тыс. семей), главное, чтобы Hаблюдаемые семьи репрезентатировали состав и структуру семей, уровень их благосостояния, Совместное обсуждение учеными практиками методик Госкомстата СССР позволит внести рекомендации по их совершенствованию, повысить достоверность статистических данных. Многое зависит и от точности первичных измерений. Так, при замерах концентрации выбросов в атмосферу, воду и т. д. вредных газов, загрязненных вод., многое зависит от добросовестности техников, лаборантов, которым приходится проводить замеры трудных, антисанитарных условиях. Необходимо развивать систему автоматических датчиков, гарантирующую бесперебойно поступление точной подробной информации. Ведь экологически проблемы связаны с общечеловеческой задачей выживания, решение которой весьма важен вклад статистики. Развитие товарно-денежных отношений, новых форм организации труда — кооперативов, арендного подряда, индивидуальной рудовой деятельности —ставит перед государственной статистикой вопросы организации сбора данных для анализа их распсространенности и эффективности. Это потребует проведения хорошо планированных выборок. Вообще область применения выборочных обследований в государственной статистике должна постепенно расширяться. Переход к новым формам и методам хозяйствования повышает потребность в конъюнктурной статистике. Официальные сообщения о ходе выполнения планов стали публиковаться ежеквартально. В практике государственной статистики появились новые виды оперативных данных: экспресс-информация, которая доводит до сведения руководящих органов сведения по важнейшим социально-экономическим вопросам, и экспресс-выпуски — регулярное, краткое издание с целью широкого и оперативного ознакомления органов массовой информации с конкретными статистическими данными об экономическом и социальном развитии страны. Перевод предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование невозможен без статистика на предприятии, в задачи которого войдет изучение конъюнктуры на международном и внутреннем рынке, определение договорных цен, комплексный анализ данных технологической и экономической статистики и т. д. Расширяется сфера международных сопоставлений, сравнительных исследований. С 1988 г. государственная статистика стала вычислять такой народнохозяйственный показатель как валовой национальный продукт (ВНП), который рассчитывается в подавляющем большинстве стран мира. Развитие региональной статистики, позволяющей удовлетворить запросы местных органов управления, ставит проблему децентрализации государственной статистики, разработки информационной системы, отражающей специфику региона. Сложные задачи ставятся перед государственной статистикой в связи с развитием регионального хозрасчета. В практику статистики все настойчивее внедряется прогрессивная технология сбора исходных данных на машинных носителях, автоматизированные каталоги подотчетных единиц, банки данных по отраслевым статистикам, которые создают основу для развития принципов интегрированной обработки данных, сокращают массивы исходной информации, повышают эффективность их использования, оперативность представления выходной информации и результатов ее анализа. Создается Единая статистическая информационная система (ЕСИС) на всех уровнях управления народным хозяйством. Коренным образом должны измениться отношения статистики с анализом хозяйственной деятельности. Искусственно отторгнутый от анализа бухгалтерского баланса в 30-е годы анализ хозяйственной деятельности теперь должен вернуться к своим естественным корням. Статистики сами должны занимать экономическим анализом. Подчинение статистики целям управления должно привести к коренному пересмотру системы используемых ею показателей. Необходимо разработать новые показатели и усилить существующих качественных показателей. Органам статистики предоставлено право выявлять и отменять отчетность, не утвержденную в установленном порядке, рассматривая сбор излишних сведений как подмену живого организаторского дела бумаготворчеством, бюрократическими методам руководства, мешающими развитию самостоятельности предприятий и организаций. Однако работа по сокращению отчетности должна идти в ущерб аналитическим функциям статистики. А потому нужно различать оперативные задачи управления, которых достаточно нескольких показателей, и задачи анализа разработки стратегии социально-экономического развития, которых могут понадобиться десятки показателей. Отчетность должна давать основу для управленческих решений, более подробную информацию для разработки научно обоснованных прогнозов можно получать с помощью специальных выборочных исследований. Решению широкого круга социальных задач будут способствовать материалы Всесоюзной переписи населения 1989 г., проведенной по состоянию на 12 часов ночи с 11 на 12 января 1989г. Материалы переписи позволят проследить изменения в составе населения страны за 10 лет, которые прошли со времени предыдущей переписи; данные будут использованы при составлении нового экономического и социального развития на тринадцатую пятилетку и на более длительный период. Они дадут возможность выделить группы населения, которым особенно важна забота общества. В нашей стране только пенсионеров, чья пенсия менее 60 руб. в месяц, насчитывается 15 млн. человек, причем 10 млн стариков и инвалидов — совершенно одинокие (см.: Правда. 19Г 24 марта.). Особенность этой переписи состояла также и в том, что кроме социально-демографических характеристик населения собирались данные о жилищных условиях. Данные переписи позволят рассчитать, сколько и каких квартир и домов нужно построить чтобы ускорить решение жилищной проблемы. Только точные и полные статистические данные, правильно обработанные и проанализированные, могут быть надежным компасом на избранном пути. Новая статистика нуждается в новых людях. На смену пассивному регистратору должен прийти творческий работник, высококвалифицированный специалист, знающий и любящий свое дело. Повысится общественный престиж статистики, ее роль как инструмента анализа и принятия решений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ» з дисципліни «Історія статистики»