В 1956 г. в связи с изменением управления промышленностью (ликвидацией промышленных министерств и созданием совнархозов, руководивших промышленностью экономических районов) изменилось соотношение в объеме статистических работ, выполняемых ведомственной и государственной статистикой. Прежде большая часть работ выполнялась ведомственной статистикой (составление отчетности предприятиями, учреждениями, подчиненными определенному министерству, сбор этой отчетности, составление сводок по отрасли и представление сводок в ЦСУ СССР). ЦСУ СССР и его органы осуществляли методологическое руководство работой ведомственной статистики и проводили специально организованные единовременные работы. И хотя предприятия и организации высылали отчетность в два адреса: вышестоящей организации по линии ведомственной статистики и соответствующему учреждению государственной статистики, основные разработки отчетности велись министерствами. С ликвидацией союзных промышленных министерств значение органов ЦСУ СССР резко возросло. Они были призваны и руководить статистической отчетностью и разрабатывать ее по отраслям. На долю ведомственной статистики осталось только составление сводок и представление статистической отчетности по отдельным предприятиям и учреждениям. Вслед за централизацией в органах ЦСУ отчетности промышленности и строительства (1957) была централизована статистика Других отраслей народного хозяйства, хотя в этих отраслях управление не изменилось. Централизация статистики промышленности сохранилась и после воссоздания промышленных министерств в 1964 г. Очевидно, причины централизации были связаны не с организацией управления, а с ростом объема статистических данных, их детальностью. Централизация способствовала внедрению вычислительной техники, рассчитанной на большой объем работ, устранению дублирования, неизбежного при параллельном проведении статистических разработок в ведомствах и в органах ЦСУ СССР. Однако чрезмерная централизация, изъятие у ведомственной статистики всех ее сводно-аналитических функций было не лучшим решением вопроса. Позднее, в 1968 г., на Всесоюзном совещании статистиков в ряде выступлений отмечалось, что сужение рамок ведомственной статистики отрицательно отражается на оперативно-плановом руководстве деятельностью предприятий и учреждений, органы ЦСУ СССР не всегда справляются с анализом всего объема поступающих статистических материалов, и качество анализа ниже того, что могли бы обеспечить отраслевые министерства. Отмечалось также, что ведомства параллельно продолжают весит сводные статистические работы даже в тех случаях, когда официально они лишены такого права. Необходимыми считали специальные научные исследования, уточняющие взаимоотношения народнохозяйственной и внутрихозяйственной статистики. Сосредоточение сбора и разработки отчетных данных в органах ЦСУ СССР потребовало дальнейшего укрепления всей системы государственной статистики — от районного звена до центра и решительного усиления механизации статистических работ. В областных статистических управлениях были созданы вычислительные центры (машинно-счетные станции), в административных районах — машинно-счетные станции, которые затем были слиты с инспектурами государственной статистики в один низовой статистический орган — районную информационно-вычислительную станцию (РИВС).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Централизация статистической отчетности» з дисципліни «Історія статистики»