ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Статистика » Історія статистики

ГОСУДДРСТВОВЕДЕНИЕ
Государствоведение часто называлось описательной школой статистики. Ее представители считали, что статистика является наукой, задача которой — систематизированное описание государственных «достопримечательностей». В число достопримечательностей включали все, что влияет на благосостояние государства. Таким образом, статистика рассматривалась как общественная наука о социальных, правовых и хозяйственных аспектах государства. Если для политических арифметиков применение языка чисел, мер о весов было обязательным, то государствоведы, особенно первоначально, обходились без количественных данных, к тому же часто возможность получить их отсутствовала из-за слабого развития первичного учета. Данных не хватало и политическим арифметикам, но их недостаток они стремились восполнить разнообразными косвенными расчетами, тогда как государствоведы довольствовались словесными описаниями и доверяли только прямой п полной информации. Косвенные расчеты они считали фантазией. Политические арифметики — Петти и особенно Кинг — положили начало исчислению национального дохода, основанного на кисленных расчетах, тогда как немецкие статистики, для которых основными были полпота и абсолютная достоверность исходных данных, не могли и подумать о решении подобной задачи. Так, даже в 1875 г. видный немецкий экономист и статистик Адольф Bагнеp писал о повсеместно распространявшихся расчетах национального дохода «...все (они)... чрезвычайно сомнительны. Несмотря па огромный прогресс, имевший место в последнее время в отношении статистических данных и методов исчисления, мы находим их все менее и менее пригодными, и в наши дни поэтому они предпринимаются не так часто» (Цит. по кн.: Студенский П. Доход наций. М., 1968. С. 211).
Если говорить об отличии описательной школы от школы политической арифметики языком современной науки, то первую характеризует комплексный подход, вторую — системный.
Одним из основоположников описательной школы был Герман Конринг (1606—1681) — выдающийся врач и видный государственный деятель своего времени. Он первым начал читать лекции по государствоведепию в университете (с 1660) в Гельмштедте. Цель новой науки Конринг сформулировал так: научить политических деятелен понимать причины государственно важных явлений, которые он подразделял па четыре группы: материальные— описание территории и населения, формальные — политическое устройство, конечные (целевые) —благосостояние государства и его граждан, административные — управление государством, его аппарат (чиновники, армия и т. д.). Эти четыре части предопределили развитие демографии, политической географии, бюджетной статистики и административной статистики.
Идеи Клиринга получили широкую известность, главным образом благодаря энергичной деятельности его последователя Готфрида Ахенваля (1719—1772). Именно ему суждено было создать школу, оказавшую огромное влияние на судьбы статистики и безраздельно господствовавшую в Европе до середины XIX в.
Первым видным оппонентом Ахенваля стал Антон Фридрих Бюшинг (1724—-1793), Он отстаивал проведение статистических описаний не по странам, а по объектам исследования (население, вооруженные силы, сельское хозяйство, торговля и т. д.). Это предложение вызвало первую полемику среди государствоведов. Бюшинг ввел понятие плотности населения, рассматривал его как фактор экономического роста. Он считал, что внешняя торговля компенсирует недостатки природных ресурсов и позволяет интегрировать хозяйственную жизнь различных стран.
Потребности практики требовали все большего внимания к точности данных о достопримечательностях. Ответом на этот запрос было возникновение в рамках школы табличного направления. Его создателем был датский ученый И. П. Анхерсен (1700 – 1765). Все доступные наблюдению достопримечательности он попытался систематизировать в форме таблицы.
Примером такого рода таблицы служит «Статистическая таблица» из книги Московского университета И.А. Гейма «Опыт начертания статистики главнейших государств по нынешнему их состоянию» (М., 1821). Такие таблицы включали в основном не числовые, а словесные данные. Однако числовые данные всё больше входили в число государствоведов. В Пруссии этому способствовала страсть к учету Фридриха Вильгельма II (1744 – 1797). Многочисленные данные, собираемые по его указу, сводились в «Исторические таблицы», правда, сведения считались государственной тайной и были малодоступны.
Следующий шаг в способе предоставления данных был сделан немецким государствоведом профессором А.Кроме (1753 – 1833), который от табличного изображения данных перешел к графическому. В изданной им в 1782г. «Карте продуктов Европы» была приведена карта с обозначениями мест добычи и производства разных продуктов. В книге «О величине и населении всех европейских государств» (1785) А.Кроме привел множество таблиц о площади этих государств, численности, плотности населения, а также карту, на которой отношения между государствами по эти показателям были изображены с помощью квадратов. Таким образом, А.Кроме положил начало применению картограмм и плоскостных диаграмм сравнения для изображения статистических данных.
Ученик и последователь Ахенваля Август Людвиг Шлецер (1735 – 1809) развивал традиционные идеи госдарствоведения. Он провел восемь лет в России (1761 – 1767), был членом Петербургской академии наук (1769). Будучи историком, он и статистику трактовал с позиций истории как отражение состояния государства. «Статистика, - утверждал он, - есть остановившаяся история». Статистику он понимал как средство просвещения и борьбы против деспотизма, так как деспотизм может основываться только на всеобщем невежестве – и деспота, и подданных. Публикуя в Статистическом журнале, который он издавал в Геттинге после возвращения из России, сведения о военных расходах разных стран, Шлецер ожидал, что люди увидят в огромных суммах вред войны.
Он уделял значительное внимание количественному подходу в изучении достопримечательностей, особенно населения. В России он участвовал в разработке примерных образцов регистрации приходскими священниками смертей, рождений, браков; в составлении образцов списков, в которых умершие распределялись по возрасту и причинам смерти. В 1764г. Эта система учета была введена в Петербурге, а потом и во всех губерниях. По данным за 1764г. Шлецер построил таблицу смертности для Петербурга.
Шлецеру принадлежит членение процедуры статистического исследования на наблюдение, группировку, сводку и анализ. Как истинный государствовед, он сосредоточил внимание на административной статистике. Шлецер критически относился к используемым данным, требовал от них и точности, и достоверности. Ученый-гуманитарий, знаток пятнадцати языков, автор одной из первых грамматик русского языка, он понимал значение количества наблюдений и отмечал, что малое число наблюдений «не есть достопримечательность».
Шлецер был представителем описательной статистики, сосредоточившей внимание на «сущем», т.е. на том, что есть. Примерно в это же время во Франции статистики (Пеше, Доннан) стали считать, что лавное не в «сущем», а в том, что может дать страна, в изучении ее производительных сил, ее потенциальных возможностей. Во Франции возникло еще одно определение цели статистики - изучение причинной связи отдельных состояний человечества.
Различия в понимании статистики свидетельствовали о развитии школы государствоведов, о постепенном сближении с достижениями политических арифметиков.
Самыми ценными достижениями описательной школы были совокупность показателей, которые разрабатывали ее представители, и создание специальной системы сбора статистических данных о массовых явлениях (с 18в).
Представителями этой школы были созданы и введены в научный оборот таблицы и графики. Правда, это были не современные статистические таблицы – они включали не только числовые, но и словесные данные.
Именно представителями описательной школы было давно четкое определение статистики как особой науки, что способствовало развитию статистики. Ими был поставлен вопрос о содержании этой науки, характере используемых материалов. В их трудах были намечены в самых общих чертах этапы статистического познания - разделение исследования на наблюдение, группировку, сводку; были установлены направления статистических исследований. Представителями описательной школы – Ахенвалем был введен термин «статистика».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГОСУДДРСТВОВЕДЕНИЕ» з дисципліни «Історія статистики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Windows Debugging Tools: диагностика и исправление BSOD
Аудиторський висновок та його види
Наголос
Аудит виходу продукції рослинництва
Аудит резервного капіталу


Категорія: Історія статистики | Додав: koljan (25.09.2012)
Переглядів: 899 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП