ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економіка громадського та державного сектору » Основи теорії державних фінансів

АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОД
Для оптимизации общественных расходов требуется не только наилучшим образом использовать ресурсы в каждой из сфер общественного сектора, но и обоснованно распределять их между сферами. Для этого, как уже отмечалось, необходимо сопоставлять между собой принципиально разные по своему характеру результаты несхожих видов деятельности, а значит, выйти за рамки анализа издержек и результативности. В данных рамках затраты оцениваются либо в натуральной, либо в денежной форме, а результаты – в натуральной форме или с помощью специально построенных индикаторов, непосредственно отражающих отраслевые особенности и поставленные цели. В более же общем случае задача состоит в том, чтобы соизмерить затраты и результаты проектов, реализуемых в общественном секторе, в универсальной денежной форме, подобно тому как это происходит в предпринимательском секторе с помощью рыночных цен. Решение данной задачи достигается на основе оценочных процедур, которые носят название анализ издержек и выгод.
Когда требуется соизмерить между собой, с одной стороны, обычные товары, а с другой – блага, не подлежащие купле–продаже, это вызывает не только серьезные технические трудности, но порой и неприятие. Обратимся к уже использованному примеру из сферы здравоохранения. Результатом улучшения медицинской помощи может быть сохранение человеческих жизней. Кстати, то же относится к улучшению состояния дорожной сети, уменьшающему число аварий, и ко многим другим сферам деятельности, финансируемым за счет общественных средств. Правомерно ли давать сохраняемым жизням денежную оценку, соизмеряя их, с одной стороны, с затрачиваемыми ресурсами, а с другой – например, с результатами работы музеев или расширения троллейбусной сети?
Ответ состоит в том, что в анализе издержек и выгод следует применять оценки, адекватные реальным предпочтениям конкретного общества и практике общественного выбора. Если общество на деле оценивает даже незначительное продление жизни любого из своих членов неизмеримо выше, чем работу музеев, это значит, что оно предпочитает распродать музейные ценности ради закупки дополнительных лекарств и медицинской аппаратуры. Коль скоро общество не склонно действовать таким образом, отсюда с очевидностью вытекает, что его предпочтения сложнее и оно готово пожертвовать некоторыми возможностями увеличения средней продолжительности жизни в пользу благ, делающих жизнь более насыщенной, содержательной, приносящей большее удовлетворение. Конечно, следует помнить, что речь идет именно о позиции общества в отношении сдвигов в средней продолжительности жизни, а не об оценке индивидом собственной жизни, которая имеет иной характер.
Итак, поскольку общественные ресурсы на практике не концентрируются в какой-то единственной сфере или на достижении какой-то одной, пусть и наиболее привлекательной цели, то, следовательно, общество наделяет разные цели и виды деятельности лишь относительной, а не абсолютной приоритетностью. Однако когда это происходит неявно, почти неизбежна непоследовательность (нетранзитивность) выбора, а значит, и его нерациональность. Если аллокационные решения принимаются исключительно на основе интуиции, велика, в частности, опасность, что одному и тому же фактору благосостояния в разных случаях будет придано разное значение.
Опасность особенно возрастает, когда ощутимо влияние групп специальных интересов. Так, группа, заинтересованная в увеличении закупок конкретного вида медицинской техники, может эффективно лоббировать специфическую медицинскую программу, ссылаясь на важность сохранения человеческих жизней, но при этом другие лечебные программы, а также мероприятия по охране окружающей среды и снижению травматизма, от которых также зависит снижение смертности, не найдут поддержки. Несомненно лучше, когда самые разнообразные проекты явным образом помещаются в общий ряд на основе более или менее унифицированной и относительно стабильной системы их сравнительного оценивания.
Анализ должен отражать полезность соответствующих благ для потребителей, иными словами, готовность налогоплательщиков платить за те или иные блага, создаваемые с помощью общественного сектора. Конечно, оценить эту готовность помимо рынка можно лишь с погрешностями, часто условно, но даже приблизительные оценки способны приносить значительную пользу.
Как, в принципе, выразить в денежной форме ценность проекта, результатом которого не становится рыночная реализация товаров и услуг по адекватным ценам? Каждому проекту соответствует его фактическая стоимость, но нас в данном случае интересует не только она, а денежная оценка выгод, сопоставление которой с издержками позволило бы судить о целесообразности осуществления данного проекта. Итак, временно оставим в стороне фактическую стоимость (издержки) и представим себе, что проект осуществлен даром. Насколько высоко потребители оценивают доставляемые им преимущества? В терминах готовности платить этот вопрос можно переформулировать следующим образом: какую наибольшую денежную сумму согласились бы отдать налогоплательщики, чтобы не лишиться выгод, полученных в результате реализации проекта? Если эта сумма выше той, в которую фактически обошелся проект, значит, выгоды превышают издержки.
Легко видеть, что описанный подход к оценке готовности платить реализует уже известный нам принцип определения компенсирующего изменения.Альтернативный (также правомерный) подход к интерпретации готовности платить базируется на идее эквивалентного изменения. В этом случае ответ дается на вопрос о том, какая минимальная денежная сумма, выплаченная потребителям вместо реализации проекта, была бы в их глазах эквивалентной выгодам проекта (приросту благосостояния, которую он способен был бы принести в случае своего дарового осуществления). Для сравнительно небольших по масштабам и экономической значимости проектов, с которыми чаще всего приходится иметь дело, разница между двумя подходами малоощутима, а функция готовности платить может рассматриваться как аналог обычной функции спроса. Тогда выгоды могут интерпретироваться в терминах потребительского излишка, понимаемого по Маршаллу.
Разность между выраженными в денежной форме выгодами и издержками проекта – это чистая выгода, своего рода аналог прибыли применительно к общественному сектору. Говоря об этом, надо, разумеется, помнить о рассмотренных в начале главы отличиях общественных издержек и выгод от частных.Подлежат реализации такие решения, для которых чистая выгода положительна и достигает максимума. Когда предельная готовность платить превосходит предельные издержки, расширение проекта ведет к увеличению чистой выгоды (это не означает, впрочем, что она непременно будет положительной; возможно, дело ограничивается сокращением чистых потерь). Максимальное значение чистой выгоды соответствует точке, в которой предельные издержки уравновешивают предельную готовность платить после того, как вторая превышала первые.
Рис. 11–1. Издержки и выгоды создания общественного парка.
Пусть решается вопрос о создании в городе нового парка. Для простоты допустим, что в качественном отношении предлагаемые проекты однородны и их различия относятся лишь к площади парка и, конечно, затратам. На рис. 11–1 S – площадь, P – денежный масштаб, МС – предельные издержки, АС – средние издержки на единицу площади, D' – предельная готовность платить. Еще одно упрощающее предположение состоит в том, что D'– прямая линия. S1 соответствует первому пересечению линий D' и МС, S2 – их второму пересечению в точке Е. А – начальное значение издержек (условно говоря, затраты на парк площадью 1 кв. м), В – начальное значение готовности платить, С – предельные издержки при площади S2, F – средние издержки при той же площади.
Как изображено на рисунке, при малой площади парка издержки превышают выгоды, причем, если площадь меньше S1, расширение проекта ведет ко все большим потерям. При увеличении площади от S1, до S2, соотношение издержек и выгод постепенно улучшается и достигает оптимума при площади S2. Если выбран оптимальный вариант, то выгода соответствует размеру фигуры OВЕS2 и составляет S2C + 0,5S2(B – C). Издержки при этом равны S2F. Чистая выгода в данном примере выражается денежной суммой, равной S2(0,5B + 0,5C – F).
Таким образом, теоретически ясно, что имеется в виду, когда говорят о денежной оценке выгод и соизмерении их с издержками. Обратимся теперь к характеристике некоторых проблем, возникающих при анализе.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОД» з дисципліни «Основи теорії державних фінансів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит збереження запасів
Аудит кредитних операцій
ТОВАРНА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА
Визначення грошових потоків з неопрацьованих первин-них даних
Аудит вибуття запасів. Оцінка методу списання запасів


Категорія: Основи теорії державних фінансів | Додав: koljan (31.08.2012)
Переглядів: 2125 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП