ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економіка громадського та державного сектору » Основи теорії державних фінансів

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР И ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ
Экономическая теория, стремящаяся отражать современные реалии, не может, характеризуя отношения собственности, ограничиваться одними только традиционными категориями владения, пользования и распоряжения. Дело в том, что структура отношений собственности значительно усложнилась, углубилась дифференциация правомочий, возникли разнообразные варианты их сочетания. Например, в акционерном обществе каждый из совладельцев имеет четко определенные права на долю дохода, но никто из них в отдельности не имеет законных оснований непосредственно контролировать использование какой-либо части основных фондов компании. Учредители некоммерческой организации вправе участвовать в управлении ею, но не могут присваивать доходы от ее деятельности. Права владельцев земли ограничиваются экологическими требованиями и т. д.
Ныне экономисты используют, как правило, классификацию прав собственности, предложенную на рубеже 50–60-х годов А. Оноре. Она включает одиннадцать самостоятельных, не поглощающих друг друга правомочий. Среди них права:
владения, под которым понимается узаконенная возможность физического контроля над объектами собственности;
непосредственного использования полезных свойств данных предметов;
на управление, под которым подразумевается принятие решений о том, кто и на каких условиях может получить доступ к объекту собственности;
на доход от данного объекта;
на его капитальную стоимость, то есть на отчуждение, потребление или безнаказанное уничтожение объекта;
на защиту собственности, иначе говоря, иммунитет от экспроприаций, вторжений и т. п.
Еще два элемента характеризуют временные границы правомочий (бессрочность собственности) и возможность их передачи по наследству. Последние три элемента включают право (или его отсутствие) использовать объект собственности таким образом, что это наносит ущерб другим людям, права (и, соответственно, обязанности), относящиеся к уплате долгов и возмещению ущерба, и, наконец, “остаточные” права, определяющие использование объектов собственности в случае прекращения тех или иных из перечисленных правомочий.
Важнейшей чертой прав собственности является их исключительный характер. Так, права владения, использования, управления, равно как права на доход и капитальную стоимость, не просто определяют некоторые возможности собственника, но и исключают несобственников из числа получателей выгод от обладания объектом. Право собственности всегда выделяет его носителя и содержит некоторый запрет, ограничение для тех, кто собственником не является.
В этой связи теория избегает отождествления общественной и государственной собственности. Общественная собственность предполагает свободный доступ к объекту, т. е. фактическое отсутствие зафиксированных исключительных правомочий. Государственная собственность означает исключительное право государства на те или иные объекты. В самом деле, необходимо различать отношения собственности, с одной стороны, на пустующие неразведанные земли, на которые свободно мигрируют поселенцы, распределяя между собой осваиваемые участки, а с другой – на земли, которые государство отвело под национальные парки и военные полигоны, жестко регламентируя доступ и использование. В первом случае имеет место общественная собственность в строгом смысле этого слова, во втором – собственность государства. Поскольку носителями любых правомочий в конечном счете являются конкретные люди, государственная собственность предполагает, что соответствующие права непосредственно принадлежат отнюдь не всем гражданам, а лишь законным представителям государственных органов, т. е. должностным лицам.
Вернемся теперь к приведенному в начале главы примеру, в котором фигурировали государственное предприятие, производящее товары народного потребления, и частное предприятие, занятое производством ядерного оружия. Нетрудно убедиться, что в обоих случаях (как и в большинстве реальных ситуаций, характерных для современной экономики) правомочия собственности некоторым образом рассредоточены между разными субъектами. В частности, на первом из предприятий большую часть прав осуществляют должностные лица, но они не имеют исключительного права на доход, который перераспределяется в пользу общества. На втором предприятии исключительным правом на доход располагают акционеры, однако они не могут полновластно осуществлять целый ряд других правомочий, например, принять решение о свободном допуске всех желающих к используемому оборудованию или о продаже продукции иностранному государству. Учитывая специфику производства, многое в данном случае находится в исключительном ведении государства, представленного должностными лицами военного и других ведомств.
Собственники предприятия соглашаются на ограничение своих прав только потому, что государство финансирует производство, и бюджетные средства, которыми оплачивается продукция, позволяют акционерам на деле реализовать право на доход. Именно оно представляет для большинства акционеров наибольшую ценность. Таким образом, государственные расходы, с помощью которых предприятие как бы вовлекается в общественный сектор, создают предпосылки и для условной (основанной на контракте) передачи государству некоторых правомочий.
Вместе с тем, облагая предприятия и частных лиц налогами, государство ограничивает их права на доход и на передачу имущества, точнее, частично перераспределяет эти права собственности в свою пользу. Налог – это вторжение государственных правомочий (исключительного права государства) в сферу частной собственности, в результате которого, например, у предприятия фактически появляется своего рода скрытый акционер в лице государственных органов, законным образом претендующий на твердо установленную долю прибыли.
Бюджетная политика государства неизбежно затрагивает границы фактических правомочий частных собственников, хотя формально не меняет их юридического статуса. Между тем, с точки зрения экономической теории, интерес представляет не столько вопрос о том, кто считается собственником, сколько реальные возможности использовать установленные законом права для осуществления экономически значимых действий. С этих позиций доходы и расходы государства в целом более представительны, чем перечень принадлежащих ему предприятий и организаций.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР И ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ» з дисципліни «Основи теорії державних фінансів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ ТА ОСОБЛИВОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ ГРОШОВОГО РИНКУ
МАСА ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВІ АГРЕГАТИ ТА ГРОШОВА БАЗА
Методика розрахунку витрат
Факторинг
СТАНОВЛЕННЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ В УКРАЇНІ


Категорія: Основи теорії державних фінансів | Додав: koljan (31.08.2012)
Переглядів: 2469 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП