Государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования
Важным звеном в механизмах реализации социальной функции государства являются внебюджетные социальные фонды — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и управления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Порядок формирования доходов для государственной системы социального страхования в России осуществляется за счет применения целевых социальных платежей от фонда оплаты труда и фонда заработной платы, т.е. средств работодателей и работников. За счет социальных платежей производится аккумуляция средств на счетах соответствующих внебюджетных фондов. Социальный налог (как и социальные взносы до 2003 г.) взимается регулярно и имеет принудительный характер, что закреплено в законодательстве. Внебюджетные фонды должны являться трастовыми структурами, осуществляющими владение, распоряжение и использование средств в строгом соответствии со своими уставными целями и задачами. Во многих странах (в том числе в последнее время и в России) на эти фонды возложена обязанность аккумулировать финансовые ресурсы и капитализировать их через депозиты банков и рынок ценных бумаг. Теперь подробнее остановимся на экономической природе внебюджетных социальных фондов, через которые осуществляется более одной трети социальных расходов государства. Внебюджетные социальные фонды — один из каналов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования осуществляемых им социальных расходов. Внебюджетные социальные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами социальной сферы и, соответственно, расширение социальных услуг, предоставляемых населению. Государственные внебюджетные социальные фонды обладают правом самостоятельного юридического лица и независимы от бюджетов соответствующих органов власти, созданы на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов. Внебюджетные социальные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей: • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; • страховые взносы в фонды (социальный налог) и взаимоотношения, возникающие при его уплате, имеют налоговую природу, размеры налога устанавливаются государством и являются обязательными; • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они входят в состав бюджетов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; • расходование средств из фондов осуществляется в соответствии с утвержденным Государственной Думой Федеральным законом о бюджете на текущий финансовый год, а также по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда), исполнительной дирекции и т.д. Внебюджетные социальные фонды — форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Связи между внебюджетными социальными фондами. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет уплаты социального налога, но и за счет средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредиторами бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними. На начальном этапе реформ, когда сформировалась действующая и по настоящее время система социального страхования, общий объем доходов по основным внебюджетным фондам за последнее десятилетие составил 5—7% от ВВП. Эти показатели, безусловно, ниже, чем аналогичные показатели в экономически развитых странах, которые имеют сопоставимый с Россией уровень социальных обязательств государства перед гражданами, но так же безусловно, что они выше, чем в странах с равным с Россией уровнем ВВП надушу населения (табл. 9.1).
В то же время проведение дальнейшей реформы страховых платежей и взносов в системе государственного социального страхования, как известно, предполагает определение основных источников финансовых поступлений в фонды страхования. Для решения данной задачи представляется необходимым введение трехканальной схемы поступления средств, которая предполагает разработку модели распределения финансовой нагрузки между работодателями, работополучателями и государством путем достижения «социального консенсуса» относительно доли вклада каждой из сторон. При этом большая часть останется за работодателем, а меньшая соответственно перейдет к работополучателям и государству. Соотношение между размерами уплачиваемых взносов в рамках трехканальной системы может устанавливаться в зависимости от вида страхования, при этом страхование, связанное с вредом, наносимым здоровью работополучателям, должно осуществляться полностью за счет средств работодателей, а страхование неработающих граждан в рамках минимальных социальных гарантий может осуществляться за счет средств бюджета или может быть передано полностью на бюджетное финансирование. Еще одним направлением деятельности должно стать определение состава и структуры органов страхования, их функций, прав и полномочий, атакже ответственности и условий правопреемственности и гарантий финансовой и правовой стабильности системы социального страхования в целом. Особо следует подчеркнуть, что важным направлением реформирования внебюджетных фондов социального страхования является то, что по мере становления представительных органов наемных работников и работодателей путем формирования (в отраслевом и региональном разрезах) их самоуправляемых объединений может начаться процесс либерализации в деятельности этих фондов, но, безусловно, при сохранении за государством законодательных и контрольных функций. В заключение надо отметить, что только дальнейшее улучшение общеэкономической ситуации в РФ, рост занятости и повышение доли оплаты труда в структуре доходов населения дадут основание для поэтапного реформирования внебюджетных фондов обязательного социального страхования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования» з дисципліни «Економіка громадського сектору»