Степень вовлеченности государства в предоставление социальных услуг
Распределение издержек по уходу между семьями и государством существенно зависит от социально-культурных факторов и развитости семейных связей. Страны с развитой рыночной экономикой могут быть разбиты на четыре группы, различающиеся по ценностным представлениям об ответственности за социальное обслуживание престарелых людей и по отражающему эти представления уровню развития систем социального обслуживания* (см. табл. 6.1). * Millar J., Warman A. Defining Family Obligations in Europe // The Family, the State and Social Policy: Report to the Joseph Rowntree Foundation. York, 1996. Таблица 6.1 Показатели социального обслуживания в отдельных странах
Группы стран Население старше 65 лет как доля населения в возрасте 1 5–64 лет, 1990 г., % Доля лиц старше 65 лет, получающих уход на дому, в общей численности населения старше 65 лет Доля лиц старше 65 лет, получающих уход в стационарных условиях, в общей численности населения старше 65 лет
% год % год 1. Испания Италия Португалия 19,8 21,6 19,5 1 1 1 1985 1988 1992 2,4 2,4 2,0 1988 1988 1992 2. Австрия Бельгия Германия Франция Япония 22,4 22,4 21,7 20,8 17,1 3 6 3 7 1 1991 1990 1992 1985 1990 4,6 5,2 5,4 5,1 6,4 1988 1991 1992 1992 1990 3. Великобритания Ирландия США 24,0 18,4 19,1 7 3 4 1992 1990 1990 5,1 5,0 5,2 1990 1991 1990 4. Дания Нидерланды Норвегия Финляндия Швеция 22,7 19,1 25,2 19,7 27,6 22 8 16 24 16 1990 1990 1992 1990 1991 5,4 9,1 6,5 7,0 5,3 1992 1990 1992 1991 1990 Источник: Family, Market and Community. Equity and Efficiency in Social Policy // Social Policy Studies. N 27. Paris: OECD, 1997. P. 26, 192.
Первая группа – страны Южной Европы: Испания, Италия, Португалия. Они имеют относительно меньшую долю старшего населения и развитые структуры семейных связей. Уход за престарелыми и инвалидами считается долгом их родных. Обязательства родственников предоставлять друг другу материальную помощь и уход закреплены законодательно. Это обусловливает невысокий спрос на социальное обслуживание, осуществляемое сторонними лицами. Например, в Италии уход на дому предоставляется муниципалитетами только для тех инвалидов и престарелых, у которых низкие доходы и в то же время нет близких родственников, способных за ними ухаживать. Вторая группа: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Люксембург, Франция, Япония. В этих странах также сильно развиты ценностные представления об обязанности каждого поколения поддерживать своих родителей, и такие обязательства закреплены законодательно. Однако предоставление длительного ухода либо включается в программы обязательного социального страхования, либо его стоимость может быть оплачена из средств муниципалитетов, если индивид сам не в состоянии покрыть такие расходы. Третью группу составляют Великобритания, Ирландия, США. В этих странах закон не возлагает на родственников обязательства обеспечить или оплатить уход за родителями. Уход лицам с низкими доходами предоставляется за счет государства. Немощные престарелые люди и инвалиды направляются в дома сестринского ухода после проверки уровня их доходов. Остальные должны сами оплачивать услуги по уходу. Другие члены семьи могут чувствовать себя морально обязанными покрыть часть этих расходов. Четвертая группа включает скандинавские страны и Нидерланды. Они характеризуются высокой долей старых людей в общей численности населения, экономической независимостью друг от друга родителей и взрослых детей и универсальным государственным обеспечением социальными услугами престарелых и инвалидов. Социальные услуги оказываются всем, кто испытывает нужду в такой помощи, и соответствующие обязательства государства четко сформулированы. Хотя в этих странах взрослые дети, в особенности дочери, ухаживают за родителями, престарелые люди рассматривают доступ к общественным услугам как их право, не зависящее от семейной ситуации. В то же время содействие родных расценивается как дополнительная помощь, предоставляемая по их доброй воле.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Степень вовлеченности государства в предоставление социальных услуг» з дисципліни «Економіка соціальної сфери»