ПРОГРАММЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА
В западных демократических странах существует мнение, согласно которому ни один человек не должен голодать, быть бездомным или не иметь чего-то жизненно необходимого просто из-за низкого дохода. Впервые мысль об ответственности федерального правительства за обеспечение этих жизненных по- требностей прозвучала в США в Новом курсе Франклина Рузвельта. В 1964 г. президент Джонсон начал войну с бедностью. Он полагал, что обязанность государства заключается не только в заботе о нуждающихся, но и в искоренении причин бедности. Программы трансфертов денежных средств или потребительских товаров бедным называются программами государственной помощи или программами благосостоя- ния. Ответственность за благосостояние жителей традиционно лежала на штатах и местных органах власти, но федеральное правительство брало на себя все большую роль в финансировании государственной помощи. Однако и сейчас штаты и местные власти управляют большинством программ благосостояния и финансируют примерно четверть их стоимости. В 1985 г. общие расходы федерального правительства и штатов на государственную помощь составили 132 млрд дол.1 Существуют два типа программ благосостояния. Первый обеспечивает денежными средствами, которые получатели вольны использовать по своему усмотрению. Основные программы денежной помощи — помощь семьям с детьми-иждивенцами (ПСДИ), которая обеспечивает семьи без кормильца, а также Программа обеспечения дополни- тельным доходом (ПОДД), обеспечивающая пожилых людей и инвалидов с низким уровнем дохода (она дополняет пособие по социальному обеспечению). Второй тип программ обеспечивает средствами для конкретных целей. Програм- ма Медикейд позволяет людям с низким уровнем дохода получать медицинскую помощь бесплатно. Программы жилищной и энергетической помощи предоставляют субсидии на жилье и использование энергии2. Такие льготы называются натуральными выплатами (в отличие от денежных). В некоторых случаях государство действительно обеспечивает бедных товарами, такими как государственные жилища, клиники и бесплатные продукты питания — сыр, масло, но в большинстве случаев люди приобретают товары у частных продавцов, а государство оплачивает всю их стоимость или часть ее (например, медицинская помощь по программе Медикейд и продовольственные талоны). За 20 лет (1965-1985) расходы на благосостояние в неизменных ценах возросли в 4 раза (рис. 14.1). Самый значительный рост расходов на благосостояние Цифра 132 млрд дол. включает 16,2 млрд дол. на программы образования и 5,4 млрд дол. на ветеранов войны с низкими доходами, которые мы не отнесли к расходам на государственную помощь на рис. 2.4 (Executive Office of the President, Up from Dependency, Supplment 1; The National Public Assistance System. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Officer, 1986. Vol. l.P. 12-16). Как мы отметили в предыдущей главе, Медикэр и программы социального обеспечения могут рассматриваться частично как программы трансфертов (перераспределения доходов), а час- тично как программы социального страхования. Государство обычно классифицирует плате- жи по нетрудоспособности и пенсии ветеранам войны как трансферты. Более правильно рассматривать эти выплаты как отсрочение компенсации за военную службой поэтому мы не включаем сюда эти расходы. 330 Глава 14. ПРОГРАММЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА наблюдался по программе Медикейд (30% расходов на благосостояние к 1972 г. и 40% — к 1985 г.). Доля этих расходов в ВНП возросла с 1,2% в 1965 г. до примерно 3% в год с 1981 по 1985 г. Большая часть такого роста была вызвана увеличением количества получателей. Число получателей пособий по программе ПСДИ возросло с 4,3 млн человек в 1965 г. до 10,8 млн человек в 1985 г. Число получателей продовольствен- ных карточек увеличилось с 400 тыс. до 19,9 млн человек, а число лиц, пользующихся ПОДД, возросло с 2,7 до 4,2 млн человек. Программа Медикэр, начавшаяся в 1965 г., в середине 1970-х гг. распространилась на 22 млн человек. Этот уровень сохраняется до сих пор. В то время как число лиц, пользующихся программами благосостояния, росло, величина трансфертов на 1 человека в реаль- ном выражении не увеличилась. Напротив, пособия по социальному обеспечению в реальном выражении с 1965 г. возросли на две трети3.
Рис. 14.1. СУММАРНЫЕ РАСХОДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОМОЩЬ ПО ФУНКЦИЯМ В ЦЕНАХ 1985 г. Эти суммы включают федеральные расходы и необходимые расходы штатов, источник: Executive Office of the President, Office of Policy Development, Up from Dependency, Supplement 1, The National Public Assistance System. Vol. 1: An Overview of the Current System, December 1986.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОГРАММЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА» з дисципліни «Економіка державного сектору»