ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПЛАНАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Социальное обеспечение является комбинацией программ пенсионных сбережений, страховых программ и программ перераспределения С точки зрения перспективы программ сбережения и страхования справедливость требует, чтобы выплаты, получаемые различными людьми, соответствовали бы их взносам. Любая программа по страхованию влечет за собой, конечно, появление индивидуумов (для которых наступают страховые случаи), получающих больше, чем они внесли ранее. В связи с этим мы хотели бы, чтобы те, кто живет дольше или нуждается в пенсии раньше, получали бы больше, чем выплачивали. Справедливость здесь означает лишь, что "ожидаемые" поступления любого индивидуума соответствуют его взносам. Однако, если же мы посмотрим на социальное обеспечение с точки зрения перспектив программы перераспределения, можно предположить, что справедливость требует существования трансфертов имеющим низкий жизненный уровень: бедным следова- ло бы получать больше, чем они вносят. Справедливость в отношении поколений. Существующая система социального обеспечения представляет собой трансферт ресурсов от молодого в настоящее время поколения к ныне престарелым, причем этот трансферт может и не быть компенси- рующим. Одинокий мужчина со средним доходом, который вышел на пенсию в 1970 г., может рассчитывать на получение в среднем ко времени своей смерти чистого трансферта более чем в 25 тыс. дол., для такого же индивидуума, вышедшего на пенсию в 1980 г, трансферт по оценке немного сократится — до 24 тыс. дол. Последующие поколения будут платить больше, чем получать обратно* одинокий мужчина, выходя на пенсию в 2010 г., внесет в течение своей жизни на 69 тыс. дол. больше, чем получит обратно, а для вышедшего на пенсию в 2020 г. (которому в 1985 г. было 30 лет) разница увеличится до 88 тыс. дол 14 Все цифры представляют современные оценки для 65-летнего возраста, выраженные в ценах 1980 г См Hurd M., Shoven J В The Distribution Impact of Social Security // National Bureau of Econotmc Research Working Paper N 1155 June 1983 Подобные результаты содержатся в Boskin M Too Many Promises The Uncertain Future of Social Security Homewood, IL Dow Jones, Irwin, 1986 ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 323 Перераспределение дохода между поколениями. Является ли желательным перераспределение между поколениями! Вопрос трансферта дохода от текущего поколения в трудоспособном возрасте к текущему поколению, достигшему пенсионного возраста, требует анализа аналогичных проблем перераспределения в один и тот же момент времени. В течение последних 50 лет было отмечено существенное увеличение жизненного уровня большинства американцев. Если этот процесс будет продолжаться, перераспределение дохода от текущего поколе- ния в трудоспособном возрасте к находящимся в данный момент времени на пенсии справедливо, так как текущее поколение в трудоспособном возрасте в течение периода трудовой активности будет в любом случае (даже после такого перераспределения) находиться в лучшем положении, чем пенсионеры. Но в течение последних 10 лет было отмечено замедление темпа роста производитель- ности, а в некоторые годы — даже уменьшение дохода на душу населения. При продолжении этих тенденций последнего десятилетия предпосылки для перерас- пределения довода от текущего поколения в трудоспособном возрасте к нынешним пенсионерам значительно ослабляются. Проблема заключается в том, что невозможно с достаточной степенью достоверности предсказать динамику дохода на душу населения в ближайшие 50 лет. Распределение внутри поколения. Второй блок вопросов касается распредели- тельного эффекта социального обеспечения в пределах одного поколения. В настоящее время все пенсионеры получают в форме выплат значительно больше, чем они внесли. Одна из целей системы социального обеспечения заключается в обеспечении минимального уровня дохода даже для самых бедных. Результатом функционирования системы социального обеспечения стало существенное уменьше- ние бедности для перешагнувших 65-летний рубеж. В соответствии со стандартным индексом бедности в 1959 г. 35% престарелых были за чертой бедности, к 1985 г. их число сократилось до 12,6%15. Система социального обеспечения перераспределяет различные суммы престаре- лым, находящимся в различных ситуациях. Отношение получаемых выплат к сумме взносов выше для лиц с низким доходом, чем для лиц с высоким доходом. В то же время действительные масштабы перераспределения — размер доходов от социаль- ного обеспечения — значительнее для находящихся в лучшем положении. Для семейной пары, вышедшей на пенсию в 1979 г., средняя сумма трансферта за период их трудовой жизни (разница между получаемыми и вносимыми ими суммами) для находящихся в наибеднейшей четверти населения была равной 34 042 дол., в то время как для относящихся к наиболее обеспеченным 25% эта сумма была на треть больше — почти 46 000 дол.16 Хотя все пенсионеры в данный момент времени пользуются выгодами системы социального обеспечения, тем, кто уже имеет, дано будет тоже больше. Отношение выплат к платежам тоже заметно разнится в зависимости от семейного положения и от того, оба ли члена семьи работали или только один. Особенно наболевшая проблема состоит в создании системы социального обеспечения женатых в отличие от одиночек. Возьмем двух индивидуумов, Боба 15 Money, Income and Poverty Status of Families in the U.S., 1983. Washington, D.C.: U.S. Department of Commerce, Current Population Report Series, P-60, N 154. P. 22. Все выражено в ценах, приведенных к современному уровню. 324 Глава 13. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ и Джо, которые имели равные доходы, когда они работали, и, таким образом, вносили одинаковые суммы налогов на социальное обеспечение. Боб женат, но его жена никогда не работала вне дома. Джо холост. Общая сумма, которую получит Боб, значительно превышает получаемую Джо. Почему, спрашивают одинокие люди, их должны просить поддерживать семейные пары? Одно из возможных решений этой кажущейся дилеммы, равно как и некоторых других проблем, стоящих перед социальным обеспечением, является счет персонального социального обеспечения. Счета персонального социального обеспечения. Счет персонального социально- го обеспечения был первоначально предложен несколькими талантливыми молодыми экономистами — Михаилом Боскином и Джоном Шовеном из Станфорда и Лауренсом Котликоффом из Бостонского университета в качестве средства преодо- ления некоторых из этих несправедливых моментов. Мы отмечали ранее, что система социального обеспечения соединяет программу перераспределения и про- граммы страхования пенсионеров. Суть их предложения заключалось в разделении этих двух функций. Каждый индивидуум должен иметь свой собственный счет. Государство обеспечивало бы индексируемое в соответствии с инфляцией возвраще- ние выплачиваемых налогов. Уровень страховых выплат должен определяться на актуарной основе, которая обеспечивала бы всем семьям одинаковый процент возврата их платежей. Вносимые суммы могут использоваться для покупки различ- ных типов страховых полисов: выплаты по старости для глав семьи и их супругов; выплаты пережившему супругу; выплаты детям-иждивенцам, пережившим родителей; выплаты по нетрудоспособности; страхование здоровья в преклонном возрасте17. Если выплаты по этим страховым программам не обеспечивают вышедшего на пенсию доходом, считающимся обществом достаточным, они могут быть дополнены прямыми трансфертами в размере, определяемом обстоятельствами, в которых находится индивидуум. Эти трансфертные платежи могли бы финансироваться за счет общих налоговых поступлений. Такое предложение помогло бы избавить от постоянных и не подчиняющихся единому правилу трансфертов, которые характерны для системы социального обеспечения в настоящем. Оно могло бы также обеспечить систему более здоровой финансовой основой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПЛАНАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» з дисципліни «Економіка державного сектору»