Наиболее частой ошибкой в попытках справиться с неопределенностью прибыли и издержек проекта является предположение, что, сталкиваясь с риском, государство должно использовать более высокий коэффициент дисконтирования. Дисконтирова- ние соотносит стоимость доллара на одну дату с его стоимостью на более позднюю дату. Чтобы увидеть, как увеличение коэффициента дисконтирования может привести к абсурдному результату, рассмотрим проект, который для окончания требует расхо- дов (автомобиль должен быть отбуксирован на свалку). Предположим, что есть некая неопределенность относительно оценки издержек. Обыкновенно мы будем думать, что эта неопределенность сделает проект менее привлекательным, чем если бы мы были уверены в том, каковы окончательные издержки. Но рассмотрим, что происходит, когда мы используем более высокий коэффициент дисконтирования для пре- дотвращения риска: существующая величина издержек сокращается, и проект становится более, а не менее привлекательным. Использование более высокого коэффициента дискон- тирования смешивает оценку дохода в разные периоды с оценкой риска; а это две разные веши. Для оценки риска экономисты вводят понятие достоверных эквивалентов. Представим, что есть некий рискованный план. Выполнение проекта в следую- щем году может стоить 0 дол. или 100 дол.; существует 50%-я вероятность каждого из случаев. Средняя стоимость точно равна 50 дол. О/2Х100 + 1/2x0 дол.). Если нам не нужен риск, мы, естественно, предпочтем проект с отдачей в 50 дол. На самом деле мы будем предпочитать проект с меньшей средней стоимостью до тех пор, пока будет меньше риск. Если нам будет безразличен выбор между рискованным проектом со средней стоимостью в 50 дол. и гарантированно безопасным проектом со стоимостью в 45 дол., мы будем называть 45-долларовый проект достоверным эквивалентом рискованного проекта со средней стоимостью в 50 дол. Иначе говоря, мы можем сказать, что существует 10%-й коэффициент дисконтрирования риска, т.е. мы снижаем среднюю стоимость на 10%, чтобы получить достоверный эквивалент. Для оценки рискованного проекта потом мы просто берем существующую дисконти- рованную стоимость достоверного эквивалента12. Таким образом, рискованные проекты, чтобы быть приемлемыми, должны обеспечивать более высокий доход по сравнению с безопасными при том же достоверном эквиваленте. Дополнительная сумма, которую должен приносить рискованный проект, называется премией за риск. Мы иллюстрируем этот процесс для пятилетнего проекта в табл. 10.2. Мы Эта методология не является абсолютно общей. Она требует от нас возможности разделения оценки риска на одну дату и такой оценки на другие даты. Для большинства практических целей она, однако, достаточно общая. ОЦЕНКА РИСКА 259 предполагаем, что начальные инвестиции в первый период определены, и, следовательно, коэффициент дисконтирования риска равен 1. Прибыль, накапли- ваемая в годах 2, 3 и 4, возрастающе неопределенна, и, следовательно, в каждом из них используется увеличивающийся коэффициент дисконтирования риска. В последний год возникают большие издержки, связанные с завершением проекта (вопрос о том, что делать с атомной электростанцией, когда ее последний срок службы закончен). Но эти издержки неясны. Значит, их достоверный эквива- лент превышает ожидаемые издержки в 50 дол. (В отличие от этого, если мы применяем более высокий коэффициент дисконтирования для принятия в расчет риска, эти неопределенные завершающие издержки не будут сильно влиять на наши расчеты издержек-прибыли.) Чтобы получить оценку достоверного эквивалента на каждую дату, мы умножа- ем ожидаемую чистую прибыль на коэффициент дисконтирования риска. Затем, чтобы получить текущую дисконтированную стоимость достоверного эквивалента чистой прибыли в любое время, мы умножаем его на временной коэффициент дисконтирования. Для получения текущей дисконтированной стоимости достовер- ного эквивалента чистой прибыли для всего проекта мы добавляем к дисконтирован- ному достоверному эквиваленту чистую прибыль за весь период существования проекта. Таблица 10.2. ПРИМЕР АНАЛИЗА ИЗДЕРЖКИ-ПРИБЫЛЬ ДЛЯ РИСКОВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (стоимость, дол.) Дисконтированная Достоверный Временной стоимость Ожидаемая Коэффициент эквивалент коэффициент достоверного чистая дисконтирования чистой дисконтирования эквивалента Годы прибыль -риска прибыли (10%-я ставка) чистой прибыли _ 1 -100 1 2 100 0,9 3 100 0,8 4 100 0,75 5 -50 1,5 Итого 150 1 -100 0,91 81,90 0,83 66,40 0,75 56,25 0,68 -51,00 90 80 75 -75 53,55 70 Как государство должно оценивать риск, связанный с различными проектами? В некоторых случаях, например при оценке риска, связанного с выработкой электро- энергии, государство может смотреть на то, как оценивается риск частным рынком. Но для рисков, у которых нет сопоставимых частных проектов, случай более сложный. Некоторые из них, такие, например, как проект контроля за наводнения- ми, служат для сокращения риска людей, и для таких проектов премия за риск отрицательна. Люди готовы платить, чтобы сократить риск наводнения. Так как государство способно распространить риск на все население, когда проект не выполняет страховых функций (сокращение риска, с которым могут столкнуться люди при отсутствии проекта) и не обеспечивает дохода, связанного с доходом из других источников (т.е. прибыль проекта не особенно высока, не особенно мала, когда экономика, скажем, в хорошем состоянии), тогда государство должно исполь- зовать премию за риск. 260 Глава 10. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОДЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ Выгоды некоего данного государственного проекта не одинаковым образом распро- страняются среди населения. Некоторые проекты, например плотины, дают геогра- фически ограниченные преимущества. Другие проекты, например обучение второму языку или профессиональное переобучение, направлены в основном на бедных. Государство, естественно, заинтересовано во влиянии этих программ на распределе- ние дохода. Каким образом их результаты могут систематически приниматься в расчет и как они могут быть измерены? Обыкновенно используются два способа. Один — предание различных весов выгодам, достающимся различным людям, другой — простое сопоставление нера- венства при отсутствии программы с таковым, складывающимся с учетом ее влияния.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОЦЕНКА РИСКА» з дисципліни «Економіка державного сектору»