Третье важное различие между частными и государственными предприятиями лежит в мотивационной структуре государственных служащих. Ограничения системы заработной платы. Управляющие государственными пред- приятиями редко имеют систему оплаты, тесно связанную с прибылью, как управляющие крупными частными предприятиями. Для государственного предприя- тия платить его президенту зарплату, скажем, в 5 раз превышающую зарплату президента Соединенных Штатов, практически неприемлемо. Насколько важно такое ограничение — предмет обсуждения. Это может влиять на качества лично- стей, нанимаемых на работу, так же это может влиять на усилия, предпринимаемые менеджерами. Но есть и те, которые утверждают, что менеджеры делают все, на что они способны, и финансовое вознаграждение только часть мотиваций человека. А есть такие, которые полагают, что не многое говорит о том, что во всех случаях управляющие работают по-разному30. Hirschman А.О. Exit, Voice and Loyalty: Responses to Decline in Firms, Organizations and States. Cambrige, MA: Harward University Press, 1970. Книга противопоставляет экономическое сред- ство от плохого функционирования — "выход", затрагивающее любой бизнес с политическим выверением "голосов", служащее для улучшения организации издержек. 9 Nalebuff В., Stiglitz J.E. Prizes and Incentives: Towards a General Theory of Compensation and Competition. BeJlJournal 14 (1983). P. 21—43. 30 В часто цитируемом исследовании Либерсона и О'Коннор показано, что эти изменения в управле- нии оказывают малозначительное влияние на деятельность фирм (Liberson S., O'Connor S.F. Leadership and Organizational Performance: A Study of Large Corporations. American Sociological Review 37 (1972). 117-30. А также: Salanick G., Pfeffer J. Constraints on Administrator Descretion: The limited Influence of Mayors on City Budgets. Urban Affairs Quarterly 12(1977). 475-98). 196 Глава 7. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И БЮРОКРАТИЯ Пребывание в должности. Вторым важным отличием является должность, с которой человек может быть уволен. Очень трудно быть уволенным с государствен- ной службы. Наличие гарантии часто подчеркивается потенциальными служащими как наиболее привлекательная сторона государственной службы. Благодаря сущест- вующей системе гражданской службы государственные служащие пребывают в должности по прихоти президента; одним из результатов победы на выборах является право брать своих сторонников на государственную службу. Сегодня исключительно политическими являются назначения секретарей каждого министер- ства и тех, кто им непосредственно подчиняется (заместителей и помощников секретарей, заместителей помощников секретарей). Хотя целью законодательства гражданской службы было создание профессио- нальной административной системы, независимой от политического давления, эта защита от увольнения по политическим причинам также значительно защищает от увольнения по некомпетентности. Сочетание ограничений на вознаграждение за хорошую работу и отсутствия наказания за плохую бесспорно играет важную роль в объяснении бюрократическо- го поведения. В то же время государство может привлекать на работу людей, которые высоко оценивают стабильность и которые не рассматривают отсутствие высокой оплаты как большую потерю, так как не могли бы получать высокую оплату в частном секторе в любом случае. Изменения в системе оплаты этих людей не будут вести к значительным изменениям в их поведении !.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ» з дисципліни «Економіка державного сектору»