Многие из защитников частного производства предоставляемых государством това- ров утверждают, что не просто должно существовать частное производство, но и решение о том, кого из частных производителей выбрать, должно быть предоставле- 10 Hanrahan J.D. Government for Sale: Contracting-Out-the New Patronage, American Federation of State, County, and Municipal Employees, 1977. 11 American Federation of State, County, and Municipal Employees, 1983. Недавно Дэвид Саппингтон из Организации исследования коммуникаций Белла и Джозеф Стиглиц доказали теорему, названную основной теоремой приватизации, устанавливающую условия, при которых правильно построенная процедура предоставления заказов может быть использована не только для обеспечения эффективности, но и для достижения всех распреде- лительных целей государства, включая отсутствие избыточной прибыли для подрядчика. См.: Sappington D., Stiglitz J.E. Privatisation, Information, and Incentives. Journal of Policy Analysis and Management, 6. (1987: 567—82.) ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕЭФФЕКТИВНЫМИ? 189 но потребителю, а не решаться государством. Потребителям должны быть предостав- лены ваучеры, которые позволяют им приобретать товар или услугу из списка утвержденных продавцов, отвечающих определенным стандартам, устанавливаемым государством. Особенно активны защитники схемы образовательных и жилищных ваучеров. Они утверждают, что потребитель больше выигрывает от таких услуг, имеет возможность оценивать и контролировать их качество больше, чем услуг, предоставляемых государственной службой. Они также утверждают, что конкурен- ция между разными поставщиками будет стимулировать качество и сокращать издержки предоставляемых услуг. Критики образовательных ваучеров обеспокоены тем, что не будет удовлетворен весь спектр общественных целей, которые стимулируют создание и развитие системы государственных школ в Соединенных Штатах, в частности, они боятся, что система ваучеров может привести к росту социальной дифференциации. Они не убеждены, что родители лучше, чем профессиональные педагоги, могут оценить, что может быть наилучшим образованием для их детей. Нет необходимости говорить, что проблема остается предметом дискуссии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СХЕМА ВАУЧЕРОВ» з дисципліни «Економіка державного сектору»