Альтернативная точка зрения предполагает, что многие политики не преследуют своих эгоистических интересов, как мы предполагали на протяжении предыдущего изложения. Подобно тому как люди альтруистично ведут себя в качестве рядовых граждан, проявляют милосердие, они так же ведут себя и в качестве политических деятелей, как избранные должностные лица. В нашем обществе высокий обществен- 164 Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР ный статус и оказываемое уважение ассоциируются с политической деятельностью и государственной службой. Эффективное государство зависит от квалификации этих гражданских служащих. Хотя в этом "неэкономическом" взгляде есть доля истины, должны быть сделаны три уточнения. Во-первых, теория голосования большинством дает четкие прогнозы относительно результатов политического процесса, который определяется некоторым видением общественного интереса политическим лидером. Действительно, именно очевидная непредсказуемость действий политических лидеров (якобы в интересах общественности) привела А.Смита к утверждению, что лучший способ служения общественным интересам — в преследовании индивидами своих собственных инте- ресов. К сожалению, хотя "невидимая рука" А.Смита может хорошо работать применительно к большинству благ, она не будет хорошо работать применительно к общественным благам. Во-вторых, существует проблема выбора. Так как далеко не все стремящиеся к государственной должности являются людьми бескорыстными, избиратели должны выбирать между бескорыстными и небескорыстными кандидатами. Если избиратели полагают, что лучше быть "бескорыстным" государственным деятелем, чем эго- истичным политиком, тогда эгоистичные политики будут стремиться походить на "бескорыстных" государственных деятелей. Как избиратель должен поступать на основе ограниченной информации, которая ему доступна в обычном случае? В-третьих, существуют те, кто утверждает, что реально существует не незаинте- ресованное поведение при реализации общественных интересов, или по крайней мере, такое редко встречающееся поведение не может быть основой для адекватной теории общественного сектора. Даже если люди и не действуют в своих собственных интересах, они действуют в своих "классовых интересах", в интересах тех, с кем они связаны в своей жизни. Причем часто они в действительности не осознают подобного характера своих действий. К сожалению, мы не можем оценивать справедливость этих альтернативных пози- ций. Существует тем не менее некоторая доля истины во всех этих позициях: многие политики, несомненно, действуют в эгоистических интересах, и рассмотренная здесь простая модель максимизации для избирателя обеспечивает некоторое понимание поведения такого политика. Не все политики, однако, сознательно действуют в своих интересах, некоторые, несомненно, верят, что они поступают ради общего блага. Но не ясно, что это значит, т.е. какая интерпретация должна быть дана "действующему ради общего блага", когда нет единства в понимании общих интересов и не существует (согласно теореме о невозможности Эрроу) простого способа сознательного согласова- ния этих различий. Ясно только то, что многие функционеры, от которых требовались действия в общих интересах, подсознательно защищали и способствовали проведению политики, которая позднее окажется, по признанию большинства наблюдателей, не соответствующей общим интересам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОЛИТИК-АЛЬТРУИСТ?» з дисципліни «Економіка державного сектору»