Чисто общественные товары и услуги не являются единственными товарами и услугами, которыми не могут адекватно обеспечить частные рынки. Всякий раз, когда они оказываются не в состоянии обеспечить какой-то товар или услугу, даже если издержки при этом меньше, чем цена, которую платят индивидуумы, мы имеем дело с несовершенством рынка, которое мы называем неполным рынком (полный рынок обеспечил бы всеми товарами и услугами, для которых затраты меньше, чем те, что индивидуумы готовы за них платить). Некоторые экономисты считают, что частные рынки не справляются в первую очередь с обеспечением страхования и займов, что это и дает государству основные мотивы для его деятельности в этих областях, Страховые рынки. Частный рынок не обеспечивает страхование многих серьез- ных случаев риска, с которыми сталкиваются индивидуумы, хотя страховые рынки сейчас гораздо более совершенны, чем семьдесят пять лет назад. Государство осуществило ряд страховых программ, по крайней мере частично мотивированных этим несовершенством рынка. В 1933 г. вслед за банковскими крахами во время Великой депрессии государство учредило Федеральную корпорацию страхования депозитов. Банки делают в корпорацию ежегодные взносы, которые обеспечивают страхование вкладчиков от потерь сбережений, возникающих в результате банк- ротств банков. Государство также занимается страхованием от наводнения. Вслед за городскими волнениями летом 1967 г. большинство частных страховых компаний отказалось обеспечивать страхование от пожара в отдельных внутригородских районах, и в этом случае государство взяло на себя функции страхования. Хотя отсутствие адекватных частных страховых рынков может политически оправдать государственные страховые программы, некоторые из них созданы для безвозмездной передачи ресурсов (возможно, завуалированным способом) тем, кто подпадает под действие программы. Если бы их единственная и основная цель состояла в обеспечении страхования, они создавались и оплачивались бы принципи- ально иным способом. Например, единственным оправданием для государственной фермерской программы служит то, что фермеры сталкиваются с серьезным риском, порожденным колебаниями цен, риском, от которого они не могут застраховаться8. Государственные программы стабилизации цен на фермерскую продукцию умень- шают этот риск. Но наши фермерские программы не только стабилизируют цены, но и значительно увеличивают средний фермерский доход. Только часть этого "подарка" фермерам находит отражение в государственном бюджете. Остальная часть выражается в более высоких ценах, которые потребители должны платить за сельскохозяйственные продукты. Если действительная цель программы поддержания цен заключается в стабилизации дохода фермеров и в сокращении риска, с которым Основную часть урожая фермеры могут застраховать от колебаний цен за счет фьючерсных сделок. Более полное объяснение различий между программами, призванными стабилизиро- вать фермерские доходы, и программами, нацеленными на перераспределение фермерского дохода, см.: Newbery D. and Stiglitz J.E. The Theory of Commodity Price Stabilization. New York: Oxford University Press, 1981. 82 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА они сталкиваются, то существуют пути ее достижения, более эффективные и с меньшими затратами. Например, государство могло бы просто обеспечить страхова- ние от колебаний цен за страховую премию, точно отражающую издержки такого страхования. Рынки капитала. В последние годы государство играло активную роль не только в преодолении недостатков страховых рынков, но и в коррекции последствий, порождаемых несовершенством рынков капитала. До 1965 г. отдельным лицам было трудно получить займы для финансирования своего образования в колледжах; тогда государство приняло закон, дающий государственные гарантии студенческим зай- мам. По мере расширения программы в 1970-е гг. первоначальная цель обеспечения доступности займов стала сочетаться со второй целью субсидирования образования. Нормы процента, устанавливаемые государством, часто оказывались значительно ниже рыночных. Но эта программа была только одной из нескольких государственных кредитных программ. Федеральная национальная ипотечная ассоциация обеспечивает средства для займов под обеспечение домов; государство предоставляет займы фермерам; Экспортно-импортный банк кредитует фирмы, участвующие в международной торговле; Администрация малого бизнеса предоставляет займы малому бизнесу и т.д. В каждом из этих случаев звучали беспочвенные утверждения, что до введения государственной программы допуск на кредитный рынок ограничивался. Дополняющие рынки. Наконец, обратимся к проблемам, связанным с отсутстви- ем определенных дополняющих рынков. Предположим, что все индивидуумы пьют кофе только с сахаром и что без сахара он кажется горьким и невкусным. Более того, допустим, что не существует рынка сахара без рынка кофе. Таким образом, предприниматель, размышляющий, производить ли кофе при условии, что сахар не был произведен, не сделал бы этого, так как он не нашел бы сбыта кофе. А предприниматель, размышляющий о возможности производства сахара при отсутст- вии произведенного кофе, также отказался бы от производства, так как и он в свою очередь не нашел бы сбыта сахара. Тем не менее если бы оба предпринимателя могли бы встретиться, то мог бы возникнуть хороший рынок для кофе и сахара. Каждый из них, действуя в одиночку, не был бы в состоянии отразить общественные интересы, но, действуя вместе, они смогли бы достичь этого. Этот конкретный пример намеренно очень прост, и в этом случае координация (между потенциальным сахаропроизводителем и потенциальным производителем кофе) могла бы легко быть достигнута самими производителями без государственно- го вмешательства. Но существует много случаев, особенно в менее развитых странах, когда требуется широкомасштабное координирование, для которого необхо- димо государственное планирование. Сходные аргументы были выдвинуты как оправдание государственных программ обновления городов. Реконструкция большой части города нуждается в серьезной координации усилий заводов, розничных торговцев, землевладельцев и других бизнесменов. Одной из целей государственных агентств развития является обеспечение такой координации (если бы рынки были полными, цены, формирующиеся на рынке, осуществляли бы эту "координирую- щую" функцию).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕПОЛНЫЕ РЫНКИ» з дисципліни «Економіка державного сектору»