Конкуренция ведет к эффективности, потому что, решая, какое количество определенного товара купить, люди приравнивают предельную (дополнительную) полезность, которую они получают при потреблении добавочной единицы продук- ции, к предельным (дополнительным) издержкам покупки добавочной единицы товара, которые являются ценой, по которой они платят, а фирмы, решая, сколько товара продавать, приравнивают цену, которую они получают, к предельным (дополнительным) издержкам производства каждой дополнительной единицы товара. Таким образом, предельная полезность от потребления дополнительной единицы уравнивается с предельными издержками. На рис. 3.2 изображена предельная полезность, которую получает индивидуум при потреблении какого-то товара, скажем стаканчиков мороженого. По мере того как индивидуум съедает больше и больше стаканчиков мороженого, предельная (дополнительная) полезность, которую он получает при потреблении дополнитель- ной порции мороженого, уменьшается. Кривая предельной полезности, таким образом, снижается. Его предельная полезность от первой порции (в ценовом выражении) 3 дол., от второй — 2,5, от третьей — 2, от четвертой — 1,5, от пятой —'1, от шестой — 0,5 дол.; в этой точке индивидуум пресыщается. Сколько порций мороженого индивидуум покупает? Он приобретает их вплоть до количества, при котором предельная полезность от последней порции мороженого точно совпадает с издержками, т.е. ценой, которую нужно заплатить. Если порция мороженого будет стоить 2,5 долм то он купит 2 стаканчика, если порция будет стоить 1 дол., то он купит 5 стаканчиков. Кривая, отражающая индивидуальную предельную полезность для каждого количества потребленного мороженого, также представляет такое количество товара, которое требуется инди- видуумом по соответствующей цене. Таким образом, мы называем эту кривую индивидуальной кривой спроса. Мы строим кривую рыночного спроса, просто суммируя кривые спроса отдельных индивидуумов. На рис. 3.2С изображена кривая рыночного спроса при условии, что существует 1000 одинаковых индивидуумов. Итак, при цене 2 дол. за порцию каждый индивидуум требует 3 порции, а рыночный спрос составляет 3000 порций. На рис. 3.2В изображены предельные (дополнительные) издержки, которые несет фирма в результате производства одной дополнительной единицы товара (делая одну дополнительную порцию мороженого). Кривая имеет положительный наклон. Бели фирма выпускает все больше и больше товара, издержки производства каждой новой единицы возрастают2. На графике предельные издержки производства 2 Хотя это считается нормальным, в некоторых случаях предельные издержки могут не возра- стать. Отрасли, в которых издержки и не возрастают и не уменьшаются, называются отрасля- ми с постоянными издержками. Существует несколько отраслей, в которых предельные издержки производства могут с увеличением производства на самом деле уменьшаться.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭФФЕКТИВНОСТЬ DO ПАРЕТО В КОНКУРЕНТНОЙ ЭКОНОМИКЕ» з дисципліни «Економіка державного сектору»