Ежегодно государство покупает товары и услуги на сумму в миллиарды долларов. Это делается в целях обеспечения национальной обороны, эксплуатации сети автомобильных дорог, обеспечения образования, полицейской защиты, пожарной безопасности и содержания парков. Эти закупки товаров и услуг достигают в Соединенных Штатах одной пятой суммарного производства. Хотя существует тесная связь между "государством как покупателем" и "государством как производителем", эти два понятия и концептуально и практиче- ски различны. Большая часть из того, что покупается государством, им же и производится. Но государство также делает много покупок у частных фирм (включая большую часть военного снаряжения), в то время как оно продает часть 12 Актуарная величина отражает вероятность наступления страхового события. Таким образом, если лицо страхует себя от несчастного случая, который, если бы он произошел, обошелся бы ему в 10 000 дол., а вероятность его наступления равняется 1%, мы говорим, что актуарная величина страховки равна 100 дол. Если государство страхует о г риска, устанавливая страхо- вую премию в 50 дол., то это на деле оказывается пятидесятидолларовой субсидией. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ 41 того, что производит (наиболее важны электроэнергия и железнодорожные пасса- жирские услуги), частным фирмам и конечным потребителям13. То, что мы называем государственными закупками, выражается суммами, идущими на товары и услуги, предоставляемые общественности бесплатно, такие, как национальная оборона, государственные школы, автомагистрали. Государственные выплаты престарелым по Программе бесплатной медицинской помощи для финанси- рования их пребывания в больницах или беднейшим слоям населения по Программе талонов на питание характеризуются как трансфертные платежи, а не прямые государственные закупки. Мы рассмотрим их в отдельном разделе в связи с государственным перераспределением доходов. Сумма государственных закупок в 1985 г. была несколько меньше 1 трлн дол. Рисунок 2.2 показывает, на что были потрачены эти деньги отдельно федеральным правительством, властями штатов и местными органами власти. На федеральном уровне основные закупки производились для национальной обороны — армии, военно-морского флота, морской пехоты и совершенствования вооружения. Еще две статьи расходов тесно связаны с обороной: 1) расходы по программам ветеранов, которые могут мыслиться как плата за прошлую службу в вооруженных силах; эти программы составили 8% от федеральных закупок товаров и услуг; 2) большая часть Программы исследования космоса и создания космической технологии, которая первоначально мотивировалась соображениями обороны. Если мы соединим эти статьи вместе, расходы на оборону и смежные сферы составят три четверти федеральных закупок. Для штатов и местных органов власти основная статья расходов — образование, составляющая почти половину их суммарных закупок товаров и услуг. Хотя расходы федерального правительства в последние годы значительно возросли, они составляют только 8% от суммарных государственных расходов на образование14. Если посмотреть на объединенные расходы на всех уровнях государственной власти (показанные на рис. 2.2 С), основные статьи расходов после обороны (32%) и образования (22%) — здравоохранение и госпитальные службы (7%) и транспор- тные перевозки (6%). Почти половина всех затрат на транспорт в государственном секторе финансируется федеральным правительством, но в ведении штатов и местных органов власти находится 86% этих расходов15. Существуют также другие государственные закупки в виде программ, направ- ленных на содействие и регулирование торговли, на строительство жилья и проекты развития городов и на сохранение природных ресурсов и окружающей среды. Таблица 7.1 в тексте (см. с. 174) иллюстрирует отношения между деятельностью государства как производителя и покупателя. Большая часть из них представлена либо помощью учащимся, либо ассигнованиями штатам и местным органам власти (и, таким образом, включена в статью расходов штатов и местных органов власти). Из 16,9 млрд дол., израсходованных в 1985 г., 8,5 млрд дол. были распреде- лены между правительствами штатов и местными органами власти, а 6,8 млрд дол. были непосредственно переданы индивидуумам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ» з дисципліни «Економіка державного сектору»