НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА
В период между Великой депрессией 1930-х гг. и началом 1960-х гг. экономисты и политики стали осознавать, что во многих случаях свободная рыночная экономика, и даже богатейшая экономика в мире, видимо, оказывается неспособной удовлетво- рить некоторые основные социальные нужды. Экономика и раньше всегда страдала от периодической безработицы, иногда значительной. В период Великой депрессии уровень безработицы достиг 25%, а национальное производство упало на 30% по сравнению с пиком в 1929 г. Депрессия выдвинула на передний план проблемы, которые в менее острой форме существовали в течение долгого времени до нее. Многие фактически лишились всех своих денег, когда обанкротились банки и потерпели крах фондовые биржи. Многие престарелые люди не имели средств, чтобы выжить. Многие фермеры обнаружили, что цены, по которым они продавали свою продукцию, были настолько низки, что они не могли оплачивать свои закладные, и случаи невыполнения обязательств по платежам стали повсеместными. В ответ на депрессию федеральное правительство не только взяло на себя более активную роль в попытке стабилизировать уровень экономической деятельности, но также приняло законы, нацеленные на смягчение остроты многих специфических проблем (о страховании по безработице, социальном обеспечении, о федеральном страховании банковских депозитов), федеральные программы поддержки цен на НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА 13 сельскохозяйственную продукцию и множество других программ, направленных на достижение ряда социальных и экономических целей. В целом эти программы назывались "Новым курсом". После второй мировой войны произошло восстановление экономики и страна достигла беспрецедентного уровня процветания. Но стало очевидным, что плодами этого процветания дано пользоваться далеко не всем. Многие от рождения, казалось, были принуждены к жизни убогой и нищей; они получали неадекватное образование, и перспективы обеспечения их хорошей работой были малы. Это неравенство возможностей дало толчок многим государственным програм- мам, которые начали осуществляться в 1960-е гг., когда президент Линдон Б. Джонсон объявил о своей "войне с бедностью". В то время как одни программы были направлены на поддержание минимального уровня жизни нуждающихся, например, программы обеспечения питанием и медицинским обслуживанием, другие (такие, как программы профессиональной подготовки) были направлены на улуч- шение экономических возможностей при неблагоприятных условиях. Могли ли правительственные действия смягчить эти проблемы? Как оценить успех этих мер? Тот факт, что какая-то программа не оправдывала упования своих наиболее рьяных сторонников, не означал, конечно, ее неудачу. Программа Медикейд, по которой оказывается медицинская помощь малоимущим, была успеш- ной в устранении некоторых различий между бедными и богатыми в доступе к медицинскому обслуживанию, но различия между ними в жизненных перспекти- вах не устранялись. Программа Медикэр, которая предусматривает медицинское обслуживание престарелых людей, имела успех в освобождении престарелых и их семей от забот по финансированию расходов на медицинские цели, но националь- ную проблему быстро растущих медицинских расходов не решала. В то время как программа социального обеспечения позволила престарелым достигнуть беспреце- дентного уровня экономической защищенности, финансовые кризисы, возникшие в конце 1970-х гг., поставили под сомнение возможность для будущих поколений пользоваться теми же благами. Через двадцать лет после начала войны с бедностью стало ясно, что бедность в Америке не искоренена. Но сколь значительно расходы на эту программу уменьшили бедность? Хотя нет единства мнений при ответе на этот вопрос, и критики и сторонники правительственных программ соглашаются, что недостаточно иметь благие намерения: многие из программ, разработанных для смягчения ощутимых недостатков рыночной экономики, дали результаты, значительно отличающиеся от тех, о которых думали и на которые надеялись их поборники. Программа обновления городов, созданная для улучшения качества жизни в городах, во многих случаях вылилась в замену жилья низкого качества жильем высокого качества, которое бедные не могли себе позволить, и таким образом вынуждала их жить даже в худших условиях, чем раньше. Хотя многие программы, разработанные для содействия интеграции государственных школ, имели успех, некоторые, напротив, увеличили сегрегацию и заставили некоторых родителей отдавать своих детей в частные школы, что в свою очередь ослабило поддержку государственного образования. Непропорци- онально большая доля выгод по сельскохозяйственным программам доставалась крупным фермам; но они не позволили выжить многим из малых ферм. Существовало голословное утверждение, что государственные программы благосостояния способст- вовали распаду семей и развитию отношений иждивенчества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА» з дисципліни «Економіка державного сектору»