В общей системе мероприятий по поддержанию и укреплению здоровья населения значительное место занимают такие формы отдыха, как занятия физкультурой и спортом, туристские путешествия. Сбор и обработка статистических данных по физической культуре и спорту осуществляются соответствующими отраслевыми государственными органами, на которые возложена реализация государственной политики и координация деятельности физкультурных и спортивных организаций. Отраслевая отчетность предусматривает получение данных о сети спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных центров (стадионах, спортивных залах и плавательных бассейнах, футбольных полях, волейбольных и баскетбольных площадках и т.д.), их единовременной пропускной способности, численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, в том числе для детей, школьников и женщин; числе проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, финансовой деятельности и кадровом составе этих учреждений. Эти сведения характеризуют состояние и развитие материально-технической базы физкультуры и спорта в стране, ее использование, охват населения и его отдельных групп организованными видами физкультурно-спортивных мероприятий, обеспеченность кадрами и состояние финансирования отрасли. Одной из наиболее распространенных форм отдыха населения является туризм, который развивается более быстрыми темпами, чем другие виды аналогичных услуг. В связи с этим возрастает потребность в специализированной статистической информации, необходимой для анализа рынка туристских услуг, измерения туристских ресурсов и туристских потоков в местах назначения и на маршруте, объема и интенсивности поездок местных жителей, удовлетворения потребности населения в данных услугах, отраслевых инвестиций и т.д. В настоящее время не все из перечисленных проблем обеспечны соответствующей информационной базой на федеральном уровне. Методы статистических наблюдений в этой сфере совершенствуются по мере развития и совершенствования законодательной и нормативной базы рынка туристских услуг. В соответствии с международными стандартами различаются следующие три основных вида туризма: внутренний — путешествия жителей по собственной стране; въездной — путешествие по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной — путешествия жителей какой-либо страны в другие страны. Эти три основные виды туризма, по-разному сочетаясь, составляют следующие категории: туризм в пределах страны — включает внутренний и въездной туризм; национальный туризм — охватывает внутренний и выездной туризм; международный туризм — состоит из въездного и выездного туризма. Под туристскими ресурсами понимается совокупность природных, оздоровительных, исторических, культурных и иных ресурсов данной территории, способных удовлетворить различные запросы и потребности туристов. К туристам относятся граждане любого государства, временно прибывшие в страну, определенную местность или конкретный населенный пункт в пределах страны на срок от одних суток (т.е. осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемом месте — на туристской базе, в гостинице и т.д.) до шести месяцев ради отдыха, путешествия с деловыми целями, не занимающиеся оплачиваемой деятельностью в месте пребывания. Поездки туриста по определенному маршруту в конкретные сроки с предоставлением комплекса услуг (жилья, медицинского и культурного обслуживания) называется туром. Индивидуальным или групповым документом, являющимся формой договора между поставщиком и потребителем туристских услуг и подтверждающим их оплату, является туристская путевка (ваучер). Поставщик туристских услуг — это туристская организация, т.е. юридическое лицо независимо от формы собственности, занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии или признанное таковым в иной установленной законной форме. В 1995 г. Государственным комитетом по физической культуре и туризму была разработана форма единой туристской путевки (ваучера) для внутренних и международных поездок. В этом документе отражаются все составляющие программы тура: вид транспорта, категория гостиницы, предоставляемые услуги по питанию, виду и количеству экскурсий и т.д. При статистическом изучении туризма как отрасли социальной сферы предметом наблюдения становится прежде всего внутренний туризм — путешествия жителей по собственной стране. Непосредственно единицами наблюдения являются как туристские организации, так и потребители их услуг — отдельные лица или домашние хозяйства. На территории России сбор и обработка сведений о туристских (туристско-экскурсионных) учреждениях, туристских комплексах, гостиницах, базах, кемпингах, пансионатах осуществляются органами статистики на основе статистических отчетов (форма № 1-ТЭ — «Отчет по организации туризма и экскурсий за ... год»), представляемых круглогодичными и сезонными туристско-экскурсионными учреждениями всех форм собственности (при наличии лицензии). Устанавливается количество туристских организаций и мест для отдыха, численность обслуженных туристов и экскурсантов, в том числе по видам маршрутов (автобусные, теплоходные и т.п.). Более широкие сведения о состоянии материальной базы туристских организаций, фактическом использовании сети, финансовой деятельности, видах предоставляемых услуг могут быть получены на основе специальных единовременных выборочных обследований. При этом в программу единовременного обследования наряду с показателями отчетности о числе мест коечного фонда и его использовании (числе предоставленных койко-суток) и численности обслуженных туристов включаются данные о числе спальных комнат и мест в них, благоустройстве мест проживания (наличие водопровода, горячего водоснабжения, душевых (ванн), канализации, отопления, телефонной связи и др.); о видах отдыха и развлечений, в том числе предоставляемых за отдельную плату; а также финансовые показатели деятельности туристского учреждения — стоимость одного койко-дня (туро-дня), доходы и их источники, расходы и их состав, количество выплат компенсаций туристам за нарушение условий договора. Анализ приведенных данных позволяет охарактеризовать туристские ресурсы, которыми располагают обследуемые объекты, их использование, уровень качества предоставляемых услуг, эффективность работы, соответствие предлагаемых туристских услуг спросу населения. Для полноты характеристики рынка платных услуг одновременно с обследованием туристических организаций проводится социологический опрос туристов, который позволяет получить дополнительные данные об удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг, например, в части проживания, экскурсионного и транспортного обслуживания. Выводы, сделанные на основе анализа статистических данных, используются как для непосредственного улучшения деятельности туристских организаций, так и для разработки мероприятий при формировании или совершенствовании государственной политики в области туризма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Статистика отдыха и туризма» з дисципліни «Курс соціально-економічної статистики»