Для определения изменения уровня рентабельности под влиянием отдельных факторов используют показатели: рентабельности производства как отношения балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств; рентабельности реализованной продукции – как отношение прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции в отпускных ценах предприятия. К факторам, влияющим на рентабельность производства, относят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств). Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства, разделив числитель и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:
где R – рентабельность реализованной продукции, или доля прибыли на 1 рубль реализованной продукции; h – фондоемкость, которую можно получить и как 1/Н; Н – уровень фондоотдачи; - коэффициент закрепления, который может быть рассчитан и как 1/К; К – коэффициент оборачиваемости. Изучение факторов, влияющих на уровень рентабельности производства, осуществляется в динамике ( в сравнении с данными за предыдущий год). Для этого сначала определяют общее изменение рентабельности производства ( ):
затем рассчитывают влияние: изменения рентабельности продукции:
изменения фондоемкости продукции (фондоотдачи):
изменения коэффициента закрепления (оборачиваемости) оборотных средств:
Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение рентабельности производства:
Рентабельность отдельных изделий зависит от их рыночных цен и себестоимости. Например:
Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение Рыночная цена, руб. 20 23 +3 Полная себестоимость, руб. 15 17 +2 Прибыль, руб 5 6 +1 Рентабельность 25 26,1 +1,1
Рентабельность изделия увеличилась на 1,1 %. На это изменение оказало влияние повышение цены и увеличение себестоимости. Изменение рентабельности изделия в результате изменения цены:
где - условная рентабельность изделия при базисной себестоимости и цене отчетного периода.
Следовательно, увеличение рыночной цены привело к повышению рентабельности изделия на 9,8%. Изменение рентабельности изделия за счет изменения себестоимости изделия: , т.е. увеличение себестоимости изделия снизило его рентабельность на 8,7%. Общее изменение рентабельности по обоим факторам составило: 9,8-8,7=+1,1% Рентабельность продукции необходимо анализировать за ряд лет, выявляя влияние соответствующих факторов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ факторов рентабельности» з дисципліни «Економічна статистика»