Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов. В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят: 1) государственный бюджет; 2) внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, фонды развития НИОКР и др.). Государственный бюджет – это один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Структура государственного бюджета определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в общественных интересах. Объект изучения статистики государственного бюджета – это основной общегосударственный фонд, т. е. государственный бюджет, а также финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, учреждениями и населением. Главная задача статистики государственного бюджета состоит в характеристике его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Помимо главной задачи, выделяют также более конкретные подзадачи: 1) определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит); 2) анализ структуры доходов государственного бюджета; 3) анализ структуры расходов государственного бюджета 4) определение источников финансирования бюджетного дефицита; 5) расчет размеров государственного внутреннего долга; 6) характеристика эффективности проведения государством фискальной политики; 7) анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения. В ходе решения данных задач статистика государственного бюджета собирает и обобщает данные, подготавливая статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. В статистике государственного бюджета РФ отражается организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления с учетом международных стандартов в этой области. В международной статистической практике выделяют следующие направления статистики государственных финансов: 1. Бюджеты органов государственного управления: 1) статистика бюджетного хозяйства: – статистика проекта государственного бюджета и финансового планирования. Плановые данные этого направления рассчитываются по видам расходов и доходов и группам задач; – статистика кассовых операций (фактические расходы и доходы); 2) статистика финансов высших учебных заведений (их годовые доходы и расходы); 3) статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений, кроме органов социального страхования и хозяйствующих единиц, осуществляющих непосредственное управление государством; 4) статистика государственных служащих. Основными задачами является учет численности служащих, их группировки по возрасту и разрядам для определения фонда оплаты их труда, изучение текучести персонала, численности получателей пособий. 2. Налоговая статистика: 1) статистика налоговых поступлений. Определяются суммы, предусмотренные для распределения и перераспределения; 2) статистика акцизов. Учету подлежат налоги на нефть, табак, спиртные напитки, ювелирные изделия и др. продукты, а также предприятия, облагаемые налогами и освобожденные от них на отдельные виды продукции; 3) статистика налогооблагаемой суммы доходов (сумма оплаты труда, облагаемая подоходным налогом; стоимость имущества и добавленная стоимость, подлежащая налогообложению и т. д.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Задачи статистики государственного бюджета» з дисципліни «Економічна статистика»