Понятие товарооборота. Статистическое изучение динамики товарооборота
Под товарооборотом понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения от производителя к конечному потребителю. Выделяют следующие направления статистического изучения товарооборота: 1) оценка результатов деятельности торговой фирмы товарооборот используется как показатель выручки от реализации товаров; 2) в статистике уровня жизни товарооборот используется для анализа размера денежных расходов населения на приобретение товаров и для оценки уровня индивидуального потребления; 3) при расчете ВВП по направлениям конечного использования в макроэкономической статистике товарооборот является базой при определении расходов домашних хозяйств на конечное потребление. Структура товарооборота изучается по нескольким направлениям: 1) по натурально-вещественному составу (по товарным группам); 2) по экономическому назначению реализуемых товаров (товарооборот средств производства, товаров конечного потребления, объем закупок сельскохозяйственной продукции); 3) по формам собственности; 4) по территориальной составляющей. Выделяют следующие категории товарооборота: 1) оптовый – объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям; 2) розничный – сумма продаж товаров населению за наличный расчет через различные каналы реализации; 3) валовой – сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Он равен сумме оптового и розничного товарооборота; 4) чистый – сумма конечных продаж, в результате которых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или фирмы. Он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым покупателям и торговым посредникам. Объем товарооборота рассчитывается по формуле: S=?pq, где р – цены товаров; q – количество проданных товаров. Динамика товарооборота изучается с помощью индексного метода. Общий индекс товарооборота определяется по формуле:
где p1, p0 – цены на товары в отчетном и базисном периодах; q1, q0 – количество проданного товара в отчетном и базисном периодах. Данный индекс характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров в среднем в одном периоде по сравнению с другим. Общий индекс физического объема товарооборота определяется по формуле:
где р – сопоставимые цены товаров. Данный индекс характеризует влияние изменения объема продажи товаров на динамику товарооборота. Общий индекс товарооборота связан с общим индексом цен:
где IрП – общий индекс цен по Пааше. Данный индекс отражает влияние изменения цен на динамику товарооборота, т. е. показывает, на сколько в среднем повысились цены по совокупности товаров. Взаимосвязь между общим индексом товарооборота, общим индексом физического объема товарооборота и индексом цен выражается равенством: IS = Iq ? IрП.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие товарооборота. Статистическое изучение динамики товарооборота» з дисципліни «Економічна статистика»