Методика анализа себестоимости продукции и факторов, которые ее обусловливают
Цель анализа себестоимости продукции — поиск возможностей снижения (оптимизации) затрат и способа управления, при котором руководитель хозяйствующего субъекта может использовать эти возможности для увеличения прибыли предприятия. Важнейшими путями снижения себестоимости продукции (операционных затрат) является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве. 242
Анализ себестоимости продукции состоит: • из изучения общего уровня себестоимости и факторов, определяющих размер всех или большинства элементов затрат; • анализа отдельных видов затрат с целью выявления резервов экономии по отдельным элементам затрат. На себестоимость влияют различные факторы, которые можно объединить в две группы: • внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики и не зависящие от деятельности субъекта. Влияние этой группы факторов проявляется в уровне цен на сырье, материалы, товары и др.; • внутренние факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности хозяйствующего субъекта, с его предпринимательской активностью, — объем выпуска и реализации продукции, форма и система оплаты труда и др. На уровень себестоимости существенно влияет выручка от реализации продукции. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: условно-постоянные и переменные. Условно-постоянные затраты — это затраты, сумма которых не изменяется при изменении выручки от реализации продукции. Это арендная плата, амортизация основных фондов, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т. д. Переменные затраты — это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции. Это расходы на сырье, транспортные расходы, на оплату труда рабочих основного производства, топливо, газ и т. д. Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяет вывести зависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации продукции. Общий анализ себестоимости проводится путем расчета следующих показателей: 1. Общая себестоимость — сумма затрат по отдельным статьям. 2. Уровень себестоимости — отношение общей себестоимости к объему выпущенной продукции. 3. Абсолютная сумма экономии или перерасхода — разница между фактической и плановой суммой затрат. 4. Изменение уровня себестоимости — разница между фактическим и плановым уровнями себестоимости. 243
5. Темп изменения уровня себестоимости — отношение изменения уровня себестоимости к базисному (плановому) уровню себестоимости. 6. Индекс уровня себестоимости. 7. Относительная экономия или перерасход по себестоимости. Методика анализа состоит в сопоставлении фактических показателей с плановыми величинами и данными за предыдущие периоды.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методика анализа себестоимости продукции и факторов, которые ее обусловливают» з дисципліни «Сучасний економічний аналіз і прогнозування (мікро-та макрорівні)»