Важным показателем эффективности функционирования природно-продуктовой системы является природоемкость. Этот показатель хорошо характеризует тип и уровень эколого-эконо-мического развития. Величина природоемкости зависит от эффективности использования природных ресурсов во всей цепи) соединяющей первичные природные ресурсы, продукцию, получаемую на их основе, и непосредственно конечные стадии технологических процессов, связанных с преобразованием природного вещества. Можно выделить два типа (уровня) показателей природоемкости: • макроуровень, уровень всей экономики, • продуктовый, отраслевой уровень. На первом уровне это могут быть показатели природоемкости, отражающие макроэкономические показатели: затраты природных ресурсов (ресурса) на единицу валового внутреннего продукта, национального дохода и т.д. Измерение этих показателей может производиться как в стоимостной форме (руб./руб.), так и в натурально-стоимостной (т/руб, и т.д). Например, на макроуровне показатель природоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) можно определить как затраты используемых природных ресурсов (или ресурса) (P) на единицу ВВП:
(6.2)
В идеале наиболее агрегированный показатель природоемкости должен представлять соотношение стоимостной оценки всех используемых в сферах производства и потребления природных ресурсов и макроэкономического показателя (ВВП и др.). В качестве временного интервала можно брать год (для более или менее стабильных производств) или более продолжительные периоды времени (например, пять лет для сглаживания годовых разбросов в урожайности в аграрном секторе). К сожалению, нигде в мире нет адекватной стоимостной оценки природных ресурсов. Конечно, можно оценить стоимость использованных за год природных ресурсов на основе, например, рыночных цен. Однако общим для условий централизованно планируемой системы и для рынка является недооценка используемых природных ресурсов, занижение их цены. Тем самым показатель природоемкости на макроуровне получается заведомо заниженным. В качестве частных показателей природоемкости на макроуровне для ВВП, национального дохода и пр. можно рассматривать показатели энергоемкости, металлоемкости, материале-емкости и т.д. В аграрном секторе это может быть количество сельскохозяйственных угодий, необходимых для производства 1 руб. сельскохозяйственной продукции. Второй тип показателей природоемкости (продуктовый или отраслевой уровень) определяется затратами природного ресурса в расчете на единицу конечной продукции (V), произведенной на основе этого ресурса (например, количество земли, требуемой для производства 1 т зерна; количество леса, требуемого для производства 1 т бумаги, и пр.).
e = N/V (6.3)
Фактически это оценка эффективности функционирования природно-продуктовой вертикали, соединяющей первичный природный ресурс с конечной продукцией. Чем меньше здесь показатель природоемкости, тем эффективнее процесс преобразования природного вещества в продукцию, меньше отходы и загрязнения. Сам по себе показатель природоемкости мало что говорит. Основные его достоинства проявляются при его измерении в динамике или при сравнении с другими странами, экономическими структурами, технологиями и пр. В настоящее время отечественная экономика чрезвычайно природоемка и требует значительно большего удельного расхода природных ресурсов на производство продукции по сравнению с уже имеющимися экономическими структурами других стран и современными технологиями. Сравнения природоемкости российской экономики и развитых стран при помощи формул (6.2) и (6.3) дают показательные результаты. Так, энергетические затраты (энергоемкость) на единицу конечной продукции в России больше аналогичного показателя в Японии в 11 раз, Германии — в 7 раз, США — в 4 раза и т.д. (табл. 6.2). Конечно, Россия северная страна, и расход энергии должен быть выше, чем в более южных странах. Однако такой колоссальный разрыв в показателях энергоемкости явно нельзя объяснить только географическим местоположением.
Таблица 6.2. Эффективность использования энергетических ресурсов (мегаджоули/млрд. долл. ВНП)
Страна Эффективность Россия (раз) Япония 5,5 10,9 Германия 8,1 6,8 Англия 10,0 6 Южная Корея 14,8 4,1 США 15,2 4,0 Бразилия 18,8 3,2 Индия 38,0 1,6 Россия 60,1 1,0
Довольно характерна для российской экономики картина расходования лесных ресурсов на производство бумаги и картона в стране и ведущих лесных державах мира. Показатель природоемкости здесь равен частному от деления количества вывезенной древесины на объем производства бумаги и картона. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4—6 раз (табл. 6.3), т.е. для выпуска единицы бумажной продукции и картона необходимо срубить в несколько раз больше леса, чем это требуется по современным технологиям.
Таблица 6.3. Количество вывезенной древесины (куб.м) в расчете на 1 т производства бумаги и картона
Россия США Финляндия Швеция 32 7 5 6
Для аграрного сектора отставание обслуживающих сельское хозяйство отраслей и видов деятельности оборачивается двух-трех разовым превышением затрат земельных ресурсов на получение единицы конечной продукции сельскохозяйственного происхождения по сравнению с развитыми странами. При всей условности формулы (6.2) и (6.3) довольно ясно показывают гигантскую "прожорливость" и затратили характер экономики страны. В статистике достаточно широко распространен показатель, обратный коэффициенту природоемкости. Его можно определить как показатель природной ресурсоотдачи (о):
O = V / N (6.4)
В сельском хозяйстве его аналогом является такой традиционный показатель, как урожайность — производство сельскохозяйственной продукции на единице земельной площади. Однако следует отметить, что урожайность — не "полный" показатель природной ресурсоотдачи. Это промежуточный показатель в при родно-продуктовой цепочке, поэтому он является частичным, суженным показателем ресурсоотдачи. Например, урожайность зерновых в России составляет около 15 ц/га. На потери и нерациональное использование зерна приходится 20—25%, и по конечным результатам реальный выход зерна равен примерно II— 12 ц/га. Это значит, что землеемкость потребления возрастает с 670 кв.м посевной площади, требующейся для производства 1 ц зерна, до 800—900 кв.м, необходимых для конечного рационального использования того же количества зерна. Аналогично показатели природоемкости и природной ресурсоотдачи могут определяться на микроуровне — уровне предприятий, объединений, фирм, концернов и т.д. Для экстенсивного типа развития экономики характерна высокая природоемкость. В качественном плане рост природоемкости проявляется в двух аспектах. В первую очередь в дефиците природных ресурсов, для покрытия которого приходится дополнительно вовлекать в производственный процесс новые природные ресурсы (экстенсивное расширение природной базы экономики). Кроме того, ограниченность в возможностях привлечения новых ресурсов, характерная сейчас для большинства отраслей и регионов страны, вызывает резкий рост нагрузки на ресурсы, находящиеся в использовании. Частым следствием этого в условиях экстенсивного развития при сохранении технологического уровня становится постепенное истощение и деградация ресурсов, что еще больше обостряет экономическую и экологическую ситуацию. Характерной чертой интенсивного типа развития экономики является снижение природоемкости. В связи с этим важнейшей задачей в условиях переориентации структурной и инвестиционной политики, научно-технического прогресса на интенсификацию является минимизация природоемкости:
е ( min.
Уменьшение природоемкости должно органически увязывать два процесса в народном хозяйстве: сокращение или определенную стабилизацию потребления природных ресурсов, с одной стороны, и рост макроэкономических показателей (выпуска продукции) в результате совершенствования технологий, внедрения малоотходного и ресурсосберегающего производства, использования вторичных ресурсов и отходов — с другой. Оба эти направления предусматривают коренную структурную перестройку экономики в пользу природосберегающих и наукоемких видов деятельности (влияние структуры экономики на природоемкость рассмотрено в гл. 8). В настоящее время в России затраты природных ресурсов по отношению к конечным результатам чрезмерно велики. Как показывает опыт развитых стран, природоемкость обоих типов показателей (макроуровень и отраслевой, продуктовый уровень) в стране может быть снижена как минимум в 2-3 раза. Важную роль может сыграть измерение показателя природоемкости в динамике. Представляется, что он может стать одним из главных критериев перехода к устойчивому типу развития. Сейчас идет оживленная дискуссия о критериях, показателях, индикаторах устойчивого развития. К сожалению, показатель природоемкости в этих дискуссиях мало учитывается. Для России уменьшение показателей природоемкости на макроуровне явится, на наш взгляд, важным свидетельством перехода от сформировавшегося техногенного типа экономического развития к устойчивому типу. Тем самым в системе критериев устойчивого развития для России, как и многих других стран с переходной экономикой и "утяжеленной" индустриальной структурой, показатель природоемкости может сыграть важную роль. Анализируя в целом устойчивое развитие, можно подчеркнуть, что уменьшение природоемкости экономики — необходимое условие перехода к нему для любой страны и для всей мировой экономики. Не может быть движения по траектории устойчивого развития при увеличении использования природных ресурсов в расчете на единицу конечного результата. Об этом говорит и опыт перехода многих стран к постиндустриальным экономическим структурам. Уменьшение природоемкости — это необходимое условие перехода к устойчивому развитию, однако оно не является достаточным условием такого перехода. Необходим учет многих социальных, экологических, экономических условий и ограничений, ряд которых человечество еще не может сформулировать в силу глобальности и неизученности теории устойчивого развития, современного уровня науки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Природоемкость» з дисципліни «Екологія і економіка природокористування»