Виды ответственности за нарушения природоохранного и природоресурсного законодательства
Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, а также определение порядка разрешения споров, возникающих в области охраны окружающей среды, установлены в главе XIV Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 75-80). В соответствии с законодательством лица виновные в совершении приро-доресурсных или природоохранных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и имущественную ответственность. Уголовная ответственность за экологические преступления устанавливается нормами Уголовного кодекса РФ (гл. 26, ст. 246-262). Здесь указаны 17 видов уголовно наказуемых деяний по факту нарушения: правил охраны окружающей среды при производстве работ, обращения с экологически опасными веществами и отходами, безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами, установленных для борьбы с болезнями вредителями растений и ветеринарных правил; правил охраны и использования недр, охраны рыбных запасов. Также предусмотрена ответственность за загрязнение вод, атмосферного воздуха, морской среды, порчу земли, нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, незаконную охоту, незаконную добычу водных животных и растений, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, уничтожение или повреждение лесов, а также нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов. Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды наступает в случае противоправного действия (или бездействия) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) или актами субъектов РФ установлен данный вид ответственности. Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает достаточно широкий перечень правонарушений в области охраны окружающей среды и устанавливает размеры штрафных санкций в Зависимости от категории нарушителей (для физических, должностных и юридических лиц). Однако практика показывает необходимость расширения перечня существующих категорий нарушителей, в частности введения штрафных санкций для предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), достаточно широко распространенной в настоящее время формой хозяйствования. Главы 7 и 8 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за следующие виды нарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков границ земельных участков; самовольное занятие водного объекта либо земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, а также участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; пользование объектами животного мира, ведение археологических разведок или раскопок, проведение земельных, строительных и иных работ без разрешения или лицензии. Административная ответственность предусмотрена также за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, нарушение законодательства об экологической экспертизе, сокрытие или искажение экологической информации, нарушение правил охраны водных объектов и водопользования, охраны атмосферного воздуха, ввод в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума и др. Руководствуясь нормами КоАП РФ, административные наказания налагают специально уполномоченные государственные органы и органы субъектов РФ. При этом в целях реализации своих полномочий субъектами Федерации могут приниматься законодательные акты, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды. В частности, на территории Краснодарского края действует Закон от 23.07.2003 № 360-КЗ «Об административных правонарушениях». Однако в данном законе перечень экологических и природоресурсных нарушений, по которым применяется административная ответственность, очень узок — глава 7 предусматривает следующие нарушения: — незаконное уничтожение, повреждение, вытаптывание зеленых насаждений на территории городских и сельских поселений; — нарушение правил содержания, охраны зеленого фонда и производства работ в зоне зеленого фонда городских и сельских поселений; — уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (растений), занесенных в Красную книгу Краснодарского края; — нарушение либо неисполнение требований по использованию земельного участка; — неиспользование или нерационально использование земель сельскохозяйственного назначения; — неиспользование земельного участка, предоставленного для строительства; — нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых территорий краевого и местного значения; — нарушение порядка предоставления земельных участков; — неисполнение обязанности по переоформлению прав на землю. Руководствуются данным законом прежде всего муниципальные образования, п. 2 ст. 12 которого закрепляет право исполнительного органа местного самоуправления утверждать перечень лиц из числа муниципальных служащих, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях посредством принятия соответствующих нормативных актов. Однако ограниченный перечень экологических правонарушений, предусмотренный в законе, создает лишь дополнительные трудности при осуществлении полномочий муниципального экологического контроля. В частности, на сегодняшний день при проведении проверки соблюдения требований природоохранного законодательства муниципальному инспектору практически невозможно привлечь к административной ответственности, а следовательно, и использовать побудительные мотивы для устранения выявленных нарушений в области охраны атмосферного воздуха, животного мира, а также горного и водного законодательства. Мерами наказания за административные правонарушения в,области охраны окружающей среды выступают предупреждение или наложение штрафа. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, по решению суда может быть применена такая мера, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения либо лишение специального права. Например, при нарушении правил пользования объектами животного мира (ст. 8.38 КоАП РФ) или при нарушении установленного порядка создания, использования либо транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34 КоАП РФ). Дисциплинарная ответственность применяется при совершении дисциплинарного проступка, т.е. неисполнении или ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, а также иные виды, предусмотренные федеральными законами, в частности, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. Таким образом, если должностные лица или иные работники в соответствии с положениями, уставами, должностными инструкциями не выполняют возложенных на них обязанностей по соблюдению требований в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, то это рассматривается как нарушение трудовой дисциплины. В то же время в отдельных законах упоминается о необходимости применения мер дисциплинарной ответственности за совершение проступков в области природопользования. Например, должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, когда в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами. Материальная ответственность установлена действующим законодательством для сторон трудового договора и выражается в обязанности одной из сторон договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия) в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством (раздел XI, ст. 232, 233 Трудового кодекса РФ). В области природопользования материальная ответственность представляет собой возмещение вреда, причиненного физическими или юридическими лицами окружающей среде. В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01 .2002 «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среды в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме. Возмещение вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных, убытков, в том числе упущенной выгоды. Например, Постановление Правительства РФ от 28.01.93 (с изм. от 27.12.94, 27.11.95, 01.07.96,15.05.99) об утверждении Положения о порядке возмещения убытков, потерь сельскохозяйственного производства собственниками земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам или постановление главы администрации Краснодарского края от 26.03.2003 № 280 «О сохранности зеленого фонда городских и сельских поселений», регламентирующего расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений, и др. В случае причинения вреда окружающей среде нарушением законодательства в области охраны окружающей среды компенсация вреда осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением природоохранного законодательства, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среды, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Возмещению в полном объеме в обязательном порядке подлежит вред, причиненный здоровью и имуществу граждан в результате негативного воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной или иной деятельности. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством. При необходимости назначается проведение соответствующих экспертиз с привлечением экологов, медицинских работников и других специалистов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды ответственности за нарушения природоохранного и природоресурсного законодательства» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»