ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти

Платежи за загрязнение природной среды
Важным элементом системы экономического механизма Природопользования являются платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Россия является одной из первых стран в мире, применившей эти платежи на практике. Процесс отработки теоретических и прикладных вопросов взимания платежей занял сравнительно мало времени. В 1990 г. был проведен эксперимент, охвативший 29 административных территорий страны, и уже, начиная с 1991 г., платежи за загрязнение были введены в качестве обязательного инструмента хозяйственного механизма.
Платежи за загрязнения призваны компенсировать экономический ущерб (экстерналии), наносимый предприятиями природной среде в процессе своей деятельности. В соответствии с этим платежи выполняют две функции: во-первых, стимулируют предприятия сокращать выбросы вредные веществ и, во-вторых, являются источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных для ликвидации негативных экологических последствий производства. С одной стороны, это механизм, носящий «мягкий, догоняющий» характер. Будучи встроенным в систему хозяйствования, не ориентированную на экологичность, он прежде всего призван ослабить негативные последствия экономической деятельности. Именно поэтому функция накопления денежных ресурсов, может быть, является сейчас главной и проще реализуется. Однако в перспективе стимулирующая роль платежей в переходе к природосберегающим производствам должна усиливаться.
В настоящее время применяются три вида платежей: платежи за загрязнение атмосферы, за сброс в водные объекты (или на рельеф) загрязняющих веществ, за размещение отходов. Поступление платежей распределяется в по уровням бюджетов следующим образом: 20% — в Федеральный бюджет, 40 — в региональный бюджет, 40 % — в местный бюджет.
С самого начала была принята идея двухставочных платежей. Первая ставка (базовая) отражает платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах утвержденных нормативов (ПДВ). Вторая устанавливается для сверхлимитных загрязнений, в размерах, равных пятикратному значению базовой ставки. Экономический смысл базовой ставки состоит в необходимости аккумулирования средств для воспроизводства окружающей среды при се нормальном (неизбежном при данных технологиях) загрязнении. Содержание ставки за сверхнормативные выбросы в другом. Она предназначена для расчета суммы ущерба, нанесенного природе вследствие несоблюдения стандартов в данной области. Этот ущерб практически всегда зависит от конкретного предприятия. Ставки платежей рассчитываются на условную тонну выбросов (сбросов) или складирования отходов.
Принятый подход для расчетов нормативов платы (базовых ставок) называется затратным, так как исходит из необходимости установить такие платежи за загрязнение, которые бы смогли покрыть финансирование при-
где Ai — коэффициент относительной опасности i-ro ингредиента.
В качестве основы было выбрано значение ПДК для СОг, равное 1 мг/м.
Таким образом, в настоящее время имеются нормативы платы (руб./т) по 214 наиболее распространенным веществам, загрязняющим атмосферу, и 197 ингредиентам, сбрасываемым в водные объекты. Шкала базовых нормативов достаточно дифференцирована. По воде эти ставки имеют еще больший разброс. Что касается отходов, то применительно к платежам они делятся на два вида — нетоксичные и токсичные. В объеме размещения первых учитываются отходы добывающей промышленности и отходы переработки. Токсичные отходы подразделяются на 4 класса опасности — от чрезвычайно опасных до малоопасных.
Учтены в методике и региональные особенности. Исходя из них, рассчитываемая сумма платежей корректируется с учетом коэффициента экологической ситуации. Для воздуха и воды он изменяется в диапазоне от 1 до 2.
Для почвы (в случае размещения отходов) этот коэффициент выше. Например, при размещении отходов в границах городов, водоемов, водоохранных территорий, рекреационных зон применяется коэффициент 5.
В итоге разработан достаточно простой (это важно для предприятий) метод определения платежей за загрязнение. Суммарный платеж подсчи-тывается по формуле


родоохранных мероприятий, нужных для ликвидации ущерба дли его предотвращения. Для дифференциации платежей в зависимости от вида загрязняющих веществ ставки платежей для всего многообразия ингредиентов рассчитываются исходя из показателей их относительной опасности. Это величина, обратная ПДК:
где X— коэффициент экологической ситуации (табличные данные); Pi — ставка платежа за выбросы i-ro вещества в пределах установленного норматива (руб./т, табличные данные); Wm, — нормативные (в пределах ПДВ, ПДС) выбросы i-ro вещества (т утверждены предприятиям) ; Wi — фактические выбросы i-ro вещества (т рассчитываются предприятиями); п — количество выбрасываемых ингредиентов. Полученные данные по воздуху и воде суммируются.
Если Wi < Wm, первая компонента формулы рассчитывается, исходя H3Wi.
где w/ — выбросы i-ro вещества в пределах утвержденных лимитов (т).
Таким образом, вводятся три платежеобразующие показателя: плата за загрязнение в размерах, не превышающих установленные природопользо-вателю предельно допустимые нормативы выбросов (сбросов, объемов размещаемых отходов); плата за загрязнение в пределах установленных лимитов; плата за сверхлимитное загрязнение. В случае отсутствия у предприятий утвержденных разрешений на выбросы (ПДВ, ПДС или ВСВ, ВСС) весь их объем должен учитываться как сверхлимитный.
В общем виде порядок формирования действующей платы за загрязнение окружающей среды может быть представлен в виде схемы (рис. 8.4).
Аналогичный подход с некоторыми особенностями применяется и к определению платежей за загрязнение от передвижных источников. В данном случае платежи взимаются по нормативам в зависимости от вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин, газ), его октанового числа и состава (бензин этилированный или неэтилированный). Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в пределах нормативов определяется по формуле
где е — вид топлива; Ye — удельная плата за допустимые выбросы, образующиеся при сжигании 1 т е-го вида топлива, руб.; Те — объем е-го вида топлива, израсходованного передвижными источниками.
При отсутствии данных об объёме потребляемого топлива плата за выбросы определяется по типам транспортных средств (легковой автомобиль, пассажирское судно, грузовой тепловоз и т.д. по соответствующим ставкам
Если Wi < Wm, вторая компонента формулы не рассчитывается (равна О или имеет отрицательное значение).
Если Wi > Wm, то имеют место сверхлимитные выбросы.
В последнее время порядок расчетов платежей был несколько изменен и из двухставочного фактически превратился в трехставочный. Это сделано в связи с массовым применением на практике временно согласованных норм выбросов, которые после их утверждения фактически превращались в нормативные со всеми вытекающими отсюда последствиями для расчетов. Ныне формула определения суммарного платежа выглядит следующим образом:


Рис. 8.4. Схема формирования действующей платы за загрязнение окружающей
среды
в форме годовой платы (тыс. руб. в год) на одну транспортную единицу. Плата за превышение допустимых выбросов рассчитывается по формуле

(8.25)
где j — тип транспортного средства; Plj — плата за допустимые выбросы от j-ro транспортного средства; dj — доля транспортных средств j-ro типа, не соответствующих стандартам (определяется как отношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств по результатам ежеквартальных проверок).

Общие платежи за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется суммированием данных полученных по формулам (8.24) и (8.25) и умножением этой суммы на коэффициент экологической ситуации:
Р = (Pj + Р2)Х. (8.26)
Что касается вопроса о том, как включать платежи в экономику предприятия, то на этот счет существуют разные точки зрения. Мы полагаем, что наиболее верным будет следующий подход.
Сумма платежей за выбросы в пределах установленных нормативов должна относиться на издержки (себестоимость). В конечном итоге величина платежей в этой части будет оплачиваться потребителем, т.е. принцип «загрязнитель платит» будет трансформироваться в принцип «платит жертва». Можно полагать, что в данном случае это справедливо, так как за загрязнение, не устранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потребить тот или иной продукт. Напротив, источником платежа за сверхлимитное загрязнение должна быть прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом, банками и т.д. В реальной жизни часто и тот, и другой платеж относят на себестоимость, что недопустимо, так как относить платежи за сверхлимитное загрязнение на затраты— значит обесценить стимулирующую функцию платежей и фактически обессмыслить принцип «загрязнитель платит». Однако на практике действительно часто возникает вопрос: что делать в том случае, если прибыли предприятия не хватает для расчетов по платежам?
Первоначально предполагалось ввести в принципе верную норму, согласно которой при отсутствии прибыли, а также в случае убыточности при-родопользователя плата за загрязнение природной среды производится за счет всех имеющихся средств, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание. Речь, таким образом, шла фактически о ликвидации предприятий, если эту идею довести до логического конца. Практика хозяйствования, однако, оказалась не готовой к таким радикальным мерам, и в настоящее время действуют ограничения в виде предельных размеров платы за превышение допустимых нормативов выбросов в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и зависящих от уровней его рентабельности (отношения прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости). Если рентабельность не превышает 25%, то максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи, составляет 20% при рентабельности до 50%-50%, а свыше 50%-70%. Введение такой нормы представляет собой льготу приро-допояьзователям и должно носить временный характер.
Сумма платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может быть также уменьшена за счет затрат, осуществленных им в отчетном периоде на природоохранные цели (строительство очистных сооружений, установка фильтров очистки и т.п.).
Несмотря на то, что порядок расчета платежей и их нормативы устанавливаются централизованно, местные органы власти имеют достаточно широкие возможности влияния на этот процесс. Все согласования предельно допустимых выбросов, определения лимитов осуществляются на региональном уровне исполнительными органами в Лице территориальных подразделений Ростехнадзора. Корректировка коэффициентов экологической ситуации находится в компетенции законодательной власти региона. Известны случаи, когда в силу экстремальных ситуаций загрязнением он увеличивался в 1 ,5-2 раза по сравнению с рекомендованным для данной области или города.
Опыт применения платежей за загрязнения выявил ряд Недостатков в этой системе. Во-первых, нормативы платы установлены далеко не на все вещества, образующиеся на предприятиях, следовательно, их платежи, охватывают весь спектр загрязнений.
Во-вторых, многие предприятия (особенно небольшие) обладают пока столь слабой материальной базой контроля, что говорить о полном и по объемам, и по ингредиентам учете выбросов можно лишь достаточно но условно. Поэтому платежи за выбросы являлись заниженными даже по тем веществам, нормативы по которым имелись.
В-третьих, нуждается в уточнении сама нормативная база. Размеры нынешних нормативов занижены, что также приводило к уменьшению платежей.
В-четвертых, при разработке системы платежей не был в достаточной степени учтен фактор инфляции. Позднее поправочный коэффициент был введен, однако его значение несопоставимо с фактическими темпами роста инфляции, поэтому средства, аккумулирующиеся за счет платежей, обесценивались. И хотя в последнее время инфляции значительно снизилась, эта проблема существует по сей день.
В-пятых, текущая, кризисная экономическая ситуация часто приводила к трудностям в сборе денежных средств, т.е. на систему платежей за загрязнение оказывали влияние конкретные проблемы переходной экономики.
Тем не менее, несмотря на недостатки, система платежей за загрязнение работает и вносит важный вклад в финансирование природоохраны.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Платежи за загрязнение природной среды» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАЛЮТНИЙ КУРС
Програмне забезпечення та основні стандарти АРІ для комп’ютерної ...
Аналізатори протоколів
Аудит резервного капіталу
ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...


Категорія: Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти | Додав: koljan (19.08.2012)
Переглядів: 1053 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП