Наличие у природной среды способности ассимилировать некоторое количество вредных выбросов или отходов дает возможность хозяйствующему субъекту экономить на природоохранных издержках. Развитие общества и возрастание антропогенных нагрузок на природную среду создает реальную угрозу выхода территориальных экологических систем из состояния равновесия, т. е. исчерпания или ограничения возможностей природной среды ассимилировать вредные выбросы. В подобном случае появляется проблема рационального использования ассимиляционного потенциала территорий. Ассимиляционный потенциал — это способность окружающей природной среды (атмосферы, водных источников, почвы) воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих основных свойств в неопределенно длительной перспективе. То есть под ассимиляционным потенциалом понимают лимитированную способность экологических систем нейтрализовать и обезвреживать в определенных количествах вредные выбросы. Ассимиляционная способность окружающей среды представляет собой специфический природный ресурс. Учитывая глобальные масштабы воздействия на окружающую среду, возникает понятие ограниченности ассимиляционного потенциала окружающей среды (АПОС). Сложность количественного определения данного природного ресурса связана с разнообразием видов антропогенного воздействия, а также с трудностями определения безопасного уровня каждого из этих видов воздействия. Одним из элементов механизма рационального использования ассимиляционного потенциала является его экономическая оценка. Экономическое значение АПОС как особого качества природной среды выражается в принципиальной возможности экономить на природоохранных затратах. Эта экономия определяет общественную полезность или ценность АПОС. Помимо экономии на затратах по очистке выбросов наличие АПОС позволяет предотвращать потери (ущерб) от загрязнения. Таким образом, предотвращенный ущерб — экономия затрат по предотвращению загрязнения — определяет экономическую оценку АПОС на основе затратного подхода. Экономическая оценка или цена ассимиляционного потенциала определяется его значением в процессе формирования затрат и результатов. С одной стороны, наличие такого потенциала позволяет часть отходов производства выбрасывать в окружающую среду и тем самым экономить на затратах по очистке выбросов от загрязнителей. С другой стороны, устойчивость территориальных экологических систем к определенным антропогенным нагрузкам, способность перерабатывать и обезвреживать отходы предотвращают ущерб, который может быть вызван ухудшением основных свойств окружающей среды. Тогда основу экономической оценки ассимиляционного потенциала составляют затраты на предотвращение загрязнения, или величину предотвращенного ущерба. Такую экономическую оценку можно рассматривать как затраты на воспроизводство или восстановление ассимиляционного потенциала. С достаточной для практических целей точностью она может быть принята равной затратам, которые потребовались на снижение выбросов до минимально возможных значений ПДВ и ПДС для атмосферы или гидросферы на рассматриваемой территории. К.Г. Гофман указывает, что «экономическую оценку ассимиляционного потенциала в годовом исчислении можно принять равной полусумме средних затрат на очистку и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды для рассматриваемой территории». Полусумма затрат умножается на объем ПДВ — —Эа = (ПДВ (С + У)0,5). Для загрязненных территорий из полученной описанной выше способом оценки необходимо вычесть величину уже нанесенного ущерба. Тогда в случае одного загрязнителя для атмосферного воздуха можно записать:
где Ja — экономическая оценка АПОС; ПДВ ФВ — предельно допустимый и фактический уровень выбросов; С — средние затраты на улавливание единицы выбросов; У — средний ущерб, приносимый единицей выброса на рассматриваемой территории. Переход от годовой к долгосрочной оценке ассимиляционного потенциала производится суммированием годовых оценок за период эксплуатации ассимиляционного потенциала. Практически неограниченный срок нахождения АПОС в хозяйственном обороте позволяет долгосрочную оценку при где г — норма дисконтирования. Для сильно загрязненных территорий экономическая оценка АПОС может принимать отрицательное значение, т. е. АПОС исчезает как ресурс. Метод рентной оценки АПОС (оценка основана на его дефицитности) строится на возможностях искусственного воспроизводства АПОС. При этом оценка представляет собой разность между общественно необходимыми затратами на снижение выбросов (воздействий) до экологических нормативов и индивидуальными затратами на достижение экологических нормативов в пределах конкретной территории, ассимиляционный потенциал которой подлежит оценке. Данный подход представляется более предпочтительным как с точки зрения соответствия объективной стоимости природного ресурса, каким является АПОС, так и с позиций практического использования. Для практического осуществления экономической оценки АПОС на основе рентного метода предлагается использовать степень (кратность) превышения экологических нормативов в оцениваемом районе. Затем через полученный показатель (коэффициент) и заранее определенное значение экономической оценки АПОС в эталонном районе (соблюдаются экологические нормативы) рассчитать искомую экономическую оценку АПОС. Кроме того, данный подход предполагает проведение экономической оценки АПОС для каждого загрязняющего вещества отдельно. Общая экономическая оценка АПОС определяется суммированием оценок по отдельным веществам. Существуют достаточно серьезные проблемы практической реализации экономической оценки АПОС: 1. Трудность количественной определенности АПОС ставит вопрос о допустимом количестве вредных выбросов, которые может принять окружающая среда без изменения своих основных свойств (т.е. какое количество АПОС как природного ресурса может быть использовано в хозяйственной деятельности). 2. Практически не решен вопрос о представлении АПОС в качестве природного ресурса (понятие детериорационного кадастра представляет собой пока только научную категорию). Это обстоятельство, а также отсутствие четкой количественной определенности АПОС не позволяет рассматривать его как объект собственности. 3. При отсутствии объекта нет собственности (не может быть) и собственника. В этом случае невозможно решить вопрос о распределении прав на пользование этого ресурса. 4. Существует вопрос объективной экономической оценки АПОС, поскольку то, что никому не принадлежит, никем не оценивается. В Настоящее время пользование АПОС осуществляется бесплатно или почти бесплатно. В лучшем случае может быть установлена цена за пользование им, но она не базируется на экономической оценке АПОС. Таким образом, практическое внедрение методов экономической оценки ассимиляционного потенциала возможно при условии введения прав собственности на АПОС. 5. Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности на АПОС между предпринимателями-загрязнителями. 6. Необходим соответствующий инструментальный механизм управления АПОС (государственные или муниципальные управленческие органы, рыночные институты: уполномоченные банки, биржи по торговле правами на загрязнение и т.д.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экономическая оценка ассимиляционного потенциала» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»