ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти

Общественный экологический контроль и роль общественных организаций в решении задач охраны окружающей среды
Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также в соответствии с действующим законодательством.
Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в установленном действующим законодательством порядке.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» общественный экологический контроль выступает равноправной частью системы экологического контроля наряду с государственным, муниципальным и производственным контролем. Однако в подавляющем большинстве случаев на практике реализовать мероприятия общественного экологического контроля не представляется возможным. Законодательно не утверждены ни права, ни полномочия общественных инспекторов в области охраны окружающей среды, да и сам термин «общественный экологический инспектор» юридически не подкреплен ни одним нормативным актом.
При осуществлении общественного экологического контроля общественные экологические объединения могут привлекать специалистов научно-исследовательских институтов, воспользоваться услугами лабораторий и других организаций, чтобы затем направить свои результаты и рекомендации по изучаемой проблеме в органы власти. Тем не менее в России институт общественного экологического контроля находится в самой начальной стадии своего становления.
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» граждане имеют право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.
Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Экологические общественные объединения — некоммерческие формирования, основной целью которых является защита объектов окружающей среды от негативного воздействия и реализация мероприятий, направленных на решение экологических проблем.
Помимо целей, в уставах общественных экологических объединений отражены:
— тхрава и обязанности объединений и членов объединений,
— структура, руководящие и контрольные органы организации,
— денежные средства и имущество организации,
— организационные вопросы деятельности,
— вопросы реорганизации и ликвидации объединения.
В условиях современного развития общества осуществление уставных целей общественных экологических объединений сопряжено с рядом проблем, среди которых можно выделить две наиболее существенные.
Первая — конфронтация с органами исполнительной власти.
Здесь необходимо отметить, что в большинстве случаев экономический эффект от строительства новых объектов промышленного назначения превалирует над вопросами охраны окружающей среды. Принимаемые на уровне Федерации или субъекта Федерации решения не всегда учитывают мнение граждан, чем нарушают конституционные права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, так произошло со строительством объекта федерального значения ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциуму» («КТК-Р»), который был реализован вблизи г. Новороссийска в период с 1999 по 2001 г. Еще на стадии предпроектных работ данный объект получил резкие критические отклики со стороны общественности всего Черноморского побережья. Общественные экологические объединения г. Новороссийска неоднократно пытались доказать нецелесообразность утвержденного варианта размещения объектов «КТК-р» и в судебном порядке, подтверждая свои требования о запрете строительства достаточно реальной возможностью возникновения экологической катастрофы при нефтяном загрязнении объектов окружающей среды. Тем не менее проект был реализован, действует уже на протяжении нескольких лет и продолжает наращивать объемы перевалки нефти.
Вторая проблема — недостаточное материально-техническое обеспечение.
Общественные экологические объединения создаются на основе добровольных имущественных взносов, спонсорских средств либо получают финансовую поддержку за участие в конкурсах проектов — как российских, так и зарубежных грантодателей. В любом случае имеющихся средств не всегда достаточно для реализации поставленных целей.
Однако несмотря на значительные трудности, с которыми сталкиваются общественные экологические организации, эффективность их деятельности очень велика, поскольку достаточно действенно позволяет решать следующие задачи:
1) привлечение широкого круга общественности к необходимости решения экологических проблем, например, при организации и проведении общегородских акций, общественных слушаний, конференций;
2) побуждение органов исполнительной власти к принятию новых конструктивных решений, направленных на улучшение экологической обстановки или отмене ранее принятых решений в области охраны окружающей среды;
3) повышение уровня экологического образования и экологической культуры населения и прежде всего учащихся, создание общественных объединений на базе средних и высших учебных заведений.
6.4. Координация органов управления и контроля состояния природных ресурсов в границах муниципального образования
Сегодня в области охраны окружающей среды, а также контроля и надзора за ее состоянием на территории Российской Федерации действуют довольно большое количество контролирующих ведомств, учебных и научно-исследовательских организаций, а также общественных и иных объединений. Например, в Новороссийске их число достигает 50. Используя различные методы, они направляют свою деятельность на решение задач по улучшению качества окружающей среды, охране природных ресурсов, а также осуществление мониторинга и контроля за их состоянием.
Получение обобщенной и достоверной картины о соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды на подконтрольных объектах в границах муниципального образования возможно лишь при условии четко отработанной схемы взаимодействия всех уровней экологического контроля: государственного, производственного, муниципального и общественного.
Как можно увидеть из предлагаемой схемы взаимодействия (рис. 6.1), при осуществлении экологического контроля в границах муниципального образования все уровни экоконтроля должны быть замкнуты в единую систему и функционировать в условиях взаимодействия и обмена информацией о подконтрольных объектах. Результаты экологического контроля, содержащие сведения о хозяйствующих субъектах, действующих в пределах административных границ муниципального образования, должны координироваться в центральном блоке, что позволит органу исполнительной власти местного самоуправления осуществлять полномочия по планированию, организации и корректировке мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды города в целом.
Безусловно, максимальный результат в решении вопросов жизнедеятельности города, разработки долгосрочных программных мероприятий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, распределения финансовых потоков по приоритетности экологических проблем, а также достижения целей стратегии устойчивого развития муниципального образования можно достичь только коллегиально.
Рис. 6.1. Схема взаимодействия при осуществлении экологического контроля , в границах муниципального образования
Например, в г. Новороссийске в целях координации деятельности контролирующих органов, городских предприятий, организаций и учреждений по вопросам охраны окружающей среды, оперативного решения городских экологических проблем, обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития города распоряжением главы администрации города от 05.08.2003 г. № 1326-р создан совет по экологической безопасности и устойчивому развитию города. В состав совета вошли: руководители федеральных органов исполнительной власти в области охраны природы, депутаты городской Думы, специалисты администрации города и городской про-

куратуры, научно-исследовательских и учебных образований, медицинских учреждений и общественных организаций. Основными задачами совета являются:
— определение приоритетов экологической политики города;
— рассмотрение вопросов координации выполнения общегородских программ и мероприятий экологической направленности;
— координация деятельности природоохранных органов, общественных организаций, занимающихся проблемами охраны природы, экологической безопасности территории города;
— обсуждение предложений государственных, частных и других предприятий, организаций по проблемам экологии и охраны здоровья населения для выработки рекомендаций по их финансированию из средств городского бюджета.
Совет осуществляет рассмотрение вопросов и готовит соответствующие предложения и рекомендации для внесения на рассмотрение заседаний городской Думы.
К вопросам, подлежащим обсуждению советом, относятся:
• определение основных направлений деятельности по оздоровлению экологической среды города и утверждение программ в области охраны окружающей природной среды, регулирования использования природных ресурсов, определение перечней природоохранных мероприятий;
• рассмотрение вопросов финансирования городских природоохранных экологических программ, проектов и мероприятий;
• рассмотрение материалов общественных экологических экспертиз проектов реконструкции и строительств объектов, наносящих вред окружающей среде и здоровью граждан;
• рассмотрение вопросов о привлечении к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за невыполнение природоохранного законодательства и нарушение норм экологической безопасности;
• внесение предложений по организации новых и корректировке существующих санитарно-защитных зон;
• рассмотрение предложений о запрещении (приостановлении) размещения и эксплуатации экологически вредных объектов;
• подготовка предложений и внесение ходатайств в территориальные, краевые, федеральные органы государственной власти;
• определение, изменение границ зеленой зоны (лесопарковых зон на территории города);
• осуществление полномочий по проведению политики эффективного экономического стимулирования деятельности юридических лиц и граждан на оздоровление экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в городе;
• рассмотрение вопросов о льготах и преимуществах, в том числе снижения местных налогов и сборов в целях стимулирования предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей природной среды;
• рассмотрение общегородских, в том числе научно-исследовательских программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия населения и контроль за их выполнением;
• рассмотрение в соответствии с законодательством и предоставление специально уполномоченным на то государственным органам (либо согласование с ними) вопросов:
— об установлении статуса памятников природы;
— об образовании природных заказников местного, краевого или федерального значения для природоохранных объектов и природных комплексов;
— о правилах пользования природными ресурсами, правилах охраны использования памятников природы;
— о правилах водопользования, включая правила пользования водозаборами, предназначенными для удовлетворения нужд населения;
— по организации и содержанию зон санитарной охраны водных объектов;
— о разрешении всякого рода строительства на землях природоохранного оздоровительного и рекреационного назначения, находящихся в ведении города.
Совет по экологической безопасности и устойчивому развитию наделен определенными правами и обязанностями. Обязанности совета:
• рассмотреть поступившие в его адрес предложения, жалобы, обращения граждан и юридических лиц;
• принимать решения и своевременно давать отчет заявителям в установленном порядке;
• вовлекать широкие слои населения в общественную работу по охране природы и экологической безопасности;
• информировать городскую общественность о деятельности Совета через средства массовой информации (печать, радио, телевидение).
Права совета:
• по обсуждаемым экологическим вопросам заслушивать сообщения руководителей (представителей) предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории города, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности;
• требовать полную и достоверную информацию по выполнению планов, программ природоохранных мероприятий и соблюдению природоохранного законодательства на предприятиях города различных форм собственности;
• ставить вопросы перед руководителями городских предприятий всех форм собственности о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде и здоровью жителей города;
• с целью принятия обоснованных решений по основным природоохранным вопросам привлекать научно-исследовательские и проектно-изыскательные учреждения, лаборатории, отдельных специалистов для проведения необходимых работ и экспертиз.
Однако помимо обсуждения и выработки концептуальных положений по решению экологических проблем городского масштаба в процессе заседаний совета по экологической безопасности и устойчивому развитию для эффективного решения природоохранительных задач в границах муниципального образования наиболее важно достижение взаимодействия и координации процесса каждодневной работы всех природоохранных служб, организаций и учреждений. Предложенная схема координации и взаимодействия природоохранных организаций, действующих на территории г. Новороссийска (рис. 6.2), позволяет наглядно отразить вышесказанное. На схеме все организации объединены в соответствующие блоки:
— федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольные и надзорные функции в области охраны окружающей среды: территориальные подразделения Ростехнадзора, Росприроднад-зора, Роспотребнадзора, Росгидромета, Черноморо-Азовская специализированная морская инспекция (ЧАСМИ), Новороссийский лесхоз, подразделение Кубанского бассейнового водного управления, Черноморская государственная инспекция рыбоохраны, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. В этот же блок отнесена прокуратура города как надзорный орган за соблюдением требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования;
— органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации представлены на данной схеме Новороссийской инспекцией департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю администрации Краснодарского края.
Для удобства отображения взаимосвязей в одном блоке соединены при-родопользователи и учебные образования, а также научно-исследователь-
Рис. 6.2. Схема координации и взаимодействия природоохранных организаций, действующих на территории
г. Новороссийска

ские учреждения и общественные экологические организации. Приведем несколько примеров связей между выделенными блоками: проведение проверок органами контроля и надзора соблюдения требований природоохранного законодательства, запросы необходимой для проверок информации, предоставление природопользователями контролирующим органам запрашиваемых документов, отчетов и планов, направление материалов общественной экологической экспертизы, а также отчетов о состоянии объектов окружающей среды в органы местного самоуправления, подготовка молодых специалистов для работы в названных структурах и т.д.
При этом координирующая роль по организации взаимодействия между всеми блоками отводится органу местного самоуправления — администрации и городской Думе г. Новороссийска, так как поступающая информация позволяет принимать грамотные, научно обоснованные управленческие решения, направленные на достижение целей охраны окружающей среды и экологической безопасности в масштабе города.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общественный экологический контроль и роль общественных организаций в решении задач охраны окружающей среды» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Як наростити тИЦ без щомісячних платежів
Послуги стільникових мереж
Формування банківського портфеля цінних паперів та управління ним
Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою
Основні поняття системи супутникового зв’язку


Категорія: Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти | Додав: koljan (19.08.2012)
Переглядів: 1595 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП