Полномочия государственных органов Российской Федерации в области контроля и надзора за состоянием природных ресурсов
После реорганизации 2004 г. в области контроля и надзора за состоянием природных ресурсов и охраной окружающей среды в структуре исполнительных органов государственной власти РФ сегодня действуют: 1) Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), 2) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Министерство природных ресурсов РФ, действуя на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении четырех служб: — Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, — Федерального агентства по недропользованию, — Федерального агентства лесного хозяйства, — Федерального агентства водных ресурсов. Наделенное ранее самыми широкими полномочиями Министерство природных ресурсов РФ с июля 2004 г. года осуществляет следующие функции: — вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства; — на основании и во исполнение Конституции РФ, и действующего природоохранного законодательства самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: 1) порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами; 2) порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса; 3) порядок переоформления лицензий на пользование участками недр; 4) классификацию запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых; 5) методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых; 6) порядок и условия использования геологической информации о недрах, являющейся государственной собственностью; 7) форму бланка лицензии на пользование недрами; 8) региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным; 9) порядок и методика проведения лесоустройства на территории лесов, не входящих в лесной фонд; 10) порядок утверждения лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, расчетных лесосек; 11) перечень показателей государственного учета лесного фонда, а также формы соответствующих документов; 12) критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам, а также перечень особо защитных участков лесов; 13) перечень показателей государственного лесного кадастра; 14) методики экономической оценки лесов; 15) региональные правила рубок (наставления); 16) санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, от вредителей и болезней леса; 17) перечень видов побочного лесопользования; 18) перечень противопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требования к разработке планов таких мероприятий; 19) нормы средств пожаротушения в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий; 20) положение об авиационной охране лесного фонда и лесов,, не входящих в лесной фонд; 21) перечень должностных лиц государственной лесной охраны РФ; 22) порядок осуществления мониторинга лесов; 23) порядок организации и проведения лесных конкурсов и аукционов; 24) формы лесорубочного билета, ордера, лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю; 25) размер минимальной площади лесов, не входящих в лесной фонд, при котором необходимо проведение лесоустройства; 26) требования к использованию и охране водохранилищ, каскадов или системы водохранилищ; 27) перечень видов специального водопользования; 28) перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики); 29) форму декларации безопасности гидротехнических сооружений; 328 30) порадок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений; 31) формы бланков лицензий на водопользование и распорадительных лицензий; 32) порядок ведения Российского регистра гидротехнических сооружений; 33) порядок проведения очистки водных объектов от затонувшей древесины; 34) нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и по ведению государственного мониторинга водных объектов; 35) правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, формы учетной документации по особо охраняемым природным территориям и методические указания по их заполнению, а также порядок публикации кадастровых сведений; 36) порядок регулирования численности объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты); 37) форму долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира; 38) Положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников; 39) нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения; 40) таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде; 41) иные нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств: — проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; — обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; — осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций; — организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок; — обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; — обеспечивает мобилизационную подготовку министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке; — организует профессиональную подготовку работников министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; — взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; — осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности министерства; — осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Министерство природных ресурсов РФ не вправе осуществлять функции по контролю и надзору (за исключением сферы природопользования), а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Для координации и контроля деятельности органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства водных ресурсов могут быть образованы в установленном порядке территориальные Органы министерства. Ряд функций, ранее осуществлявшихся МПР России, выполняет теперь Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Ростехнадзор является: — органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; — специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; — органом государственного горного надзора; — специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; — органом государственного энергетического надзора; — специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями и наделена следующими полномочиями: 1. Вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы по вопросам, относящимся к сфере ведения службы, 2. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (ограничимся перечнем вопросов технологического и экологического надзора): — требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра; — порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений; — порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения; — порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы; — требования к составу и содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую среду; — перечни (кадастры) объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов; — порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ; — расчетные инструкции по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух; — методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов; — правила инвентаризации объектов размещения отходов и правила учета в области обращения с отходами; — иные нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, 3. На основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ осуществлять следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности: 3.1. Осуществляет контроль и надзор: — за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов; — за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; — за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также с целью предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения; — за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль); — за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха; — за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области обращения с отходами. 3.2. Осуществляет лицензирование деятельности: — по размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; — по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; — по проведению экспертизы проектной, конструкторской и технологической документации, а также документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами; — по проведению экспертизы промышленной безопасности; — по переработке, хранению и транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки; — по обращению с опасными отходами. 3.3. Выдает разрешения: — на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; — на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; — на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации ядовитых веществ; — устанавливает лимиты на размещение отходов; 333 — регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов; — ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; — ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов; — проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности. 3.4. Согласовывает: — условия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке. 3.5. Организует и проводит в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу: — проектов правовых актов, международных договоров Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования), утверждаемых органами государственной власти РФ; — подлежащих утверждению органами государственной власти РФ материалов, предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе: • проектов комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду; • проектов схем развития отраслей народного хозяйства РФ; • проектов межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; — технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду сопредельных государств; 334 — материалов по созданию организаций горно-добывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающих использование природных ресурсов; — материалов, обосновывающих безопасность лицензируемой деятельности, способной оказывать техногенное воздействие на окружающую среду; — проектов технической документации на новые технологии и технику; — иных видов документации, касающейся хозяйственной и другой деятельности, которая способна оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования). 3.6. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; 4. Обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Полномочия государственных органов Российской Федерации в области контроля и надзора за состоянием природных ресурсов» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»