Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления природными ресурсами
В советское время все виды природных ресурсов находились в государственной собственности и, как уже отмечалось ранее, функции управления и распоряжения природными ресурсами находились в компетенции исполнительных органов государственной власти. В основе формирующихся в настоящий период экономических взаимоотношений в РФ, напротив, находится многообразие форм собственности на природные ресурсы и объекты — государственная (федеральная и собственность субъекта федерации), муниципальная, частная и иные виды (ст. 9 Конституции РФ). Это предопределяет необходимость разграничения полномочий по управлению природными ресурсами между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Законодательство РФ формулирует три группы полномочий — правотворческие, управленческие и распорядительные, которыми располагают государственные и муниципальные образования в области природопользования. К правотворческим полномочиям Российской Федерации относятся: 1) федеральное природоресурсное законодательство — земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; 2) установление разграничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; 3) утверждение порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд; 4) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, недр, животного мира, иных природных объектов и ресурсов; 5) установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов; разграничение лесов первой группы по категориям защитности, перевода лесов из одной группы в другую, из одной категории защитности в другую; 6) определение порядка и организации ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов и лесоустройства, установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга; 7) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм и правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых; 8) установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром, порядка ввоза в РФ и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции. Установление предельных размеров платы за пользование животным миром, федеральных стандартов, правил, лимитов и нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира; 9) установление порядка определения платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и за другие виды негативного воздействия на окружающую среду; 10) установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Правотворческими полномочиями субъектов Российской Федерации является издание региональных законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также разработка и реализация программ об использовании и охране находящихся в их собственности природных объектов и ресурсов. Органы местного самоуправления наделены следующими правотворческими полномочиями: а) издание в пределах своих полномочий нормативных актов в области охраны и рационального использования объектов окружающей среды; б) установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений; в) разработка и реализация муниципальных программ по рациональному использованию и охране объектов окружающей среды; г) решение иных вопросов местного значения. Управленческие функции государства и муниципальных образований в области природопользования и охраны окружающей среды — это система организационных, исполнительных и распорядительных действий, направленная на соблюдение норм природоохранного и природоресурсного законодательства на территории Российской Федерации. Функции государства по управлению природными ресурсами имеют двойственную природу. С одной стороны, государство непосредственно само является собственником природных объектов и ресурсов. Оно вправе пользоваться властными распорядительными полномочиями, когда адресует свои указания пользователям, владельцам и арендаторам государственных природных ресурсов. Однако, осуществляя данные полномочия, очень важно проявлять здоровый демократизм, предоставляя законным пользователям природных объектов свободу хозяйствования и поддерживая заинтересованность законных собственников в вопросах охраны и рациональном использовании природных ресурсов. При условии, когда природные объекты и ресурсы находятся в муниципальной или в частной формах собственности, государство применяет метод разумной свободы хозяйствования природопользователя. Эта свобода, естественно, не должна вступать в противоречие с нормами действующего законодательства о правовом режиме природного объекта или ресурса. Распорядительными полномочиями в области природопользования наделены все-собственники природных ресурсов и объектов. Об этом, в частности, имеются четкие предписания в Земельном кодексе РФ (ст, 9, 10, 11). Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, органы местного самоуправления распоряжаются и управляют земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36 Конституции РФ). Осуществляя распорядительные полномочия, субъекты собственности вправе приобретать в свою собственность земельные участки по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральными законами, передавать или продавать их гражданам и юридическим лицам. Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправления, обладая распорядительными полномочиями, имеют право на изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 49, гл. 7 Земельного кодекса РФ).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления природными ресурсами» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»