Расширяющееся взаимодействие российских предприятий с мировым экономическим сообществом потребовало введение и такой международно признанной процедуры, как экологический аудит. В соответствии с международным стандартом под этим понятием понимают документированную проверку деятельности объекта аудита (хозяйствующего субъекта) с целью оценки его воздействия на окружающую среду в соответствии с заранее определенными критериями аудита: действующим природоохранным законодательством, установленными внутренними стандартами, экологической политикой предприятия. В более узком понимании экологический аудит — это объективный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности с целью установления соответствия этой деятельности, событий, условий, систем управления и информации природоохранным критериям, нормативным экологическим требованиям, а также разработки рекомендаций по ее совершенствованию. Понятие экологического аудита (экологического аудирования, экоаудита) появилось в актах российского законодательства относительно недавно, после того как оно было включено Постановлением Правительства РФ (1994 г.) в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Как правило, экологический аудит проводится на уровне: — государственных структур; — транснациональных корпораций;. — отраслей (структурный аудит при оценке соответствующего общего экологического курса отрасли; проблемный аудит при оценке подходов к решению конкретной экологической проблемы отрасли); — территорий (регионов); — конкретных объектов природопользования. Отсюда объектами экологического аудита могут быть как промышленные и сельскохозяйственные предприятия, так и целые отрасли, территории, отдельные элементы производств и технологии. При этом экологический аудит конкретных объектов природопользования применяется для оценки деятельности природопользователей в части соблюдения норм и требований по охране окружающей среды, выработке рекомендаций по природоохранным мероприятиям и финансовой оценке расходов, связанных с природопользованием. Экологический аудит территорий направлен на оценку при-родно-ресурсного потенциала отдельных регионов, компонентов природной среды, выявление негативных природных и природно-техногенных процессов и явлений, установление видов и характеристики уровней антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Кроме того, экологический аудит территорий необходим при сопровождении операций и сделок с недвижимостью, земельными участками и т.д. В целом экологический аудит может быть как комплексным, так и узко профессионально ориентированным. Различают также внутренний экологический аудит (по инициативе самого природопользователя) и внешний (по требованию государственных или общественных органов). Критериями экологического аудита являются показатели природопользования, основанные на федеральных, территориальных и местных экологических требованиях. От ОВОС экологический аудит отличается тем, что не предполагает проведения натурных исследований и наблюдений, а ориентируется преимущественно на анализ материалов и документации, предоставляемой заказчиком. Кроме того, ОВОС обычно применяется на предпроектных и проектных этапах работ, а экологический аудит проводится на действующих предприятиях. Являясь добровольным, экологический аудит не несет нормативных и (или) запретительных функций. В то же время, если основной задачей экологической экспертизы, является оценка экологических последствий реализации проекта и его соответствия законодательным и нормативным актам, то задачи экологического аудита включают не только оценку реализации основных положений заключения экологической экспертизы, но и разработку конкретных природоохранных мероприятий, ориентированных на реальные условия производственной деятельности. Среди основных целей и задач экологического аудита следует выделить: — получение объективной оценки и анализ достоверности информации о природоохранной деятельности субъекта природопользования в целом или отдельных направлениях этой деятельности, об уровне ее экологической безопасности; — выявление приоритетов решения стоящих перед природопользовате-лем проблем природоохранного характера; — проверку и обеспечение соответствия деятельности природопользо-вателя действующим (и возможным будущим) законодательным и нормативным документам и инструкциям по безопасности; — оценку соблюдения безопасности жизнедеятельности населения в районах осуществления природопользования; — подготовку обоснованных рекомендаций по стратегии и тактике при-родопользователя по улучшению экологических показателей и в решении других природоохранных задач; — осуществление проверки правильности исполнения лицензионных условий на природопользование; — установление достоверности и полноты официально выдаваемой при-родопользователем информации, экологической отчетной документации о своей деятельности; — проверку наличия и правильности оформления у природопользовате-ля необходимых норм, нормативов, планов мероприятий, графиков контроля и т.д., их согласований в органах государственного надзора; — выявление недостатков и ошибок в учетной, отчетной, текущей эксплуатационной, финансовой документации; — определение полноты и своевременности выполнения природоохранных мероприятий и предписаний органов государственного надзора; — проверку соответствия использования территорий, включая наземное и подземное пространство, существующим природоохранным нормам и правилам; — оценку уровня организационной работы, нормативно-методического обеспечения, степени подготовленности персонала; — оценку эффективности системы управления хозяйственной деятельностью природопользователя охране окружающей природной среды; — оценку риска, рекомендации по его снижению и предотвращению штрафных санкций; — оценку состояния и разработку рекомендаций по оптимизации использования природных ресурсов (недр), а также финансовых средств; — выработку первоочередных мер и долгосрочной политики в области решения экологических проблем и т.д. При проведении экологического аудита последовательно рассматриваются и оцениваются состояние окружающей природной среды в пределах региона и ближайших окрестностей месторасположения природопользователя, санитарно-защитнои зоны, занимаемой им территории, производственных и подсобных помещений. Основное внимание при экологическом аудите уделяется анализу следующей документации природопользователя: экологического паспорта природопользователя; заключения экологической экспертизы; тома ОВОС; томов расчета лимитов по ПДВ, ПДС; паспорта водного хозяйства; экологической статистической отчетности за последние годы; справок о платежах за использование ресурсов, загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов за последние годы; актов о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности за последние годы; данных инвентаризации источников воздействия и отходов на окружающую природную среду; лицензий и договоров на специальное и комплексное природопользование; территориальных экологических программ; производственных планов мероприятий по охране окружающей природной среды и справок об их выполнении за последние годы; справок о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства; существующих технологических регламентов по эксплуатации природоохранных технологий и оборудования; проектов районной планировки; экологических ситуационных планов, картографической информации и др. Особое внимание при экологическом аудите представленных природо-пользователем материалов должно быть уделено: выявлению основных источников воздействия на основные компоненты окружающей природной среды; установлению приоритетных загрязняющих веществ и факторов негативного природоохранного значения; экологическим характеристикам используемого сырья, материалов, реагентов, энергетических ресурсов, готовой продукции, отходов; состоянию систем регулирования природоохранного воздействия, размещения, удаления, переработки отходов, экологического мониторинга, государственного и общественного экологического контроля; критическим и рисковым ситуациям; используемым механизмам управления природопользования, их эффективности; состоянию экологического обучения управленческого персонала и др. Экологический аудит может быть полезен для установления дополнительных мер по изучению рисков и обеспечению безопасности, а также для своевременного внедрения обоснованных средств предупреждения риска. Анализ риска природных катастроф, аварий и обусловленных ими негативных экологических процессов и явлений проводится с учетом природоохранных требований и сводится к определению видов риска на субъекте природопользования; анализу сценариев возможных опасных событий и их последствий для окружающей природной среды и населения; анализу предусмотренных мер и средств предупреждения и ограничения последствий катастроф; к информированию граждан и местных организаций. Экологический аудит завершается составлением отчета, включающего описание целей, задач и использованных методов, результаты анализа собранных материалов, разработанные природоохранные мероприятия и заключение. Отчет направляется заказчику и используется им для составления и реализации планов и программ по снижению воздействия на окружающую природную среду, оптимизации экологических характеристик в его хозяйственной деятельности. Кроме того, в последние годы в рамках экологического аудита все более активное развитие в России получает экологический консалтинг, который ориентирован на решение природоохранных проблем, связанных с технологическими аспектами природопользования, имущественными правами и т.д., когда возникает необходимость в аудиторском заключении по обследованию и оценке территорий; земельных участков, технологий, природоохранных мероприятий, а также подготовке необходимой документации. Несмотря на предпринятые практические шаги по развитию экоаудита в России, должно пройти немало времени, прежде чем сформируется устойчивый, надежный, хорошо функционирующий рынок экологических услуг. Среди основных сдерживающих факторов можно выделить следующие: — отсутствие нормативно-правовой базы на федеральном уровне и тесно связанные с этим неопределенности в вопросах финансирования; — не до конца определены границы ответственности экоаудитора: с од- . ной стороны, получаемая им информация конфиденциальна, а с другой — он несет ответственность за ее сокрытие (например, о возможности возникновения аварии); — недостаток информации о важности и необходимости экологического аудита в современном мире (отсюда разобщенность тех, кто занимается этим видом деятельности; недопонимание его значения теми, кто мог бы активно способствовать развитию этой процедуры в России).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экологический аудит» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»