ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища

Основы экологического менеджмента
Экологический менеджмент – относительно новое явление в мировом хозяйстве, которое возникло в 90-х годах усилиями Международной организации по стандартизации (ISO) как конкретная мера по реализации на уровне предприятий концепции устойчивого развития, разработанной, как известно, Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию и принятой мировым сообществом в качестве базовой идеологии в области ресурсопотребления и охраны окружающей среды.
Всеобщее признание экологических приоритетов привело к тому, что экологический фактор в последние годы стал приобретать все более важное значение в экономических отношениях, обеспечении международной конкурентоспособности и благоприятного имиджа фирм-товаропроизводителей.
Требования ужесточения учета экологических факторов и ограничений в процессе инвестирования, строительства, эксплуатации и ликвидации производств обуславливают активизацию природоохранной деятельности на предприятиях и в организациях, разработки ими экономической политики и других мер для создания благоприятных экологических условий. Это само по себе очень важно для совмещения текущих финансовых интересов отдельных товаропроизводителей и долгосрочных экологических интересов общества в целом, но недостаточно для реального поддержания благоприятного состояния окружающей среды, поскольку формирует лишь внешние ограничения в области техногенного воздействия на окружающую среду, не затрагивая внутренних предпосылок и условий экологизации производства на предприятии.
Большинство предприятий осуществляют контроль своей деятельности в области охраны окружающей среды, но такой контроль является внутренней деятельностью и не может считаться достаточным для обеспечения уверенности в том, что деятельность предприятий в полной мере соответствует требованиям экологической безопасности. Для обеспечения гарантированного уровня природоохранной деятельности, соответствующего международным требованиям и требованиям национального законодательства, необходимы построенные по определенным принципам структурированные системы управления охраной окружающей среды, которые должны быть интегрированы в общую деятельность по административному управлению, обеспечивающую конкурентоспособность продукции, финансовую стабильность и достижение других целей экономического благополучия предприятий в условиях открытой рыночной экономики. Причем такие системы должны быть достаточны для обеспечения уверенности в том, что деятельность предприятий не только в настоящее время в полной мере соответствует, но и в перспективе будет соответствовать требованиям экологической безопасности, т.е. они должны гарантировать устойчивое развитие предприятий с точки зрения воздействия на окружающую среду.
Именно такие системы предусмотрены международными стандартами ИСО серии 14000, разработанными Международной организацией по стандартизации в соответствии с требованиями ООН относительно охраны окружающей среды и принятыми в качестве национальных стандартов России.
В Российской Федерации первыми были приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 21.10.98 г. № 378 следующие стандарты:
– ГОСТ Р ИСО 14001-98. «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;
– ГОСТ Р ИСО 14004-98. «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;
– ГОСТ Р ИСО 14010-98. «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;
– ГОСТ Р ИСО 14011-98. «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;
– ГОСТ Р ИСО 14012-98. «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».
В 1999 г. были приняты и введены в действие стандарты ГОСТ Р ИСО 14040-99 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура» и ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь» (Постановление Госстандарта России от 22.02.99 г. № 45), а также ГОСТ Р ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы» (Постановление Госстандарта России от 27.12.99 г. № 716-ст), в 2000 г. – ГОСТ Р ИСО 14041-2000 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ» (Постановление Госстандарта России от 4.09.2000 г. № 212-ст). Позже принимались и другие стандарты ГОСТ Р ИСО серии 14000.
Эти стандарты направлены на обеспечение предприятий и организаций такими элементами эффективной системы управления охраной окружающей среды, которые могут применяться вместе с другими требованиями к административному управлению для оказания помощи в достижении экономических целей с учетом требований охраны окружающей среды. При этом стандарты ИСО серии 14000 обеспечивают распространение общих критериев и нормативных процедур для оценки систем управления охраной окружающей среды и их соответствия экологическим требованиям, принятым в промышленно развитых странах, что особенно важно с учетом развития мирохозяйственных связей и ориентации предприятий на мировые рынки.
Базовым международным стандартом ИСО серии 14000 является стандарт 14001, который содержит общие требования и руководящие указания по системе управления охраной окружающей среды. В оригинале этот стандарт имеет наименование «Environmental management system», которое буквально переводится как «система управления охраной окружающей среды» или как «система экологического управления». Учитывая, что в нашей стране имеется собственная система управления охраной окружающей среды на предприятиях, основанная на национальных нормативно-правовых документах и сложившейся практике, представляется целесообразным использовать неполный перевод наименования стандарта и применять понятие «система экологического менеджмента».
Исходя из этого, экологический менеджмент может быть определен как стандартизированная система управления охраной окружающей среды на предприятии, основанная на положениях международных стандартов ИСО 14000 и обеспечивающая устойчивое развитие этого предприятия с учетом требований рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.
Основной целью стандарта ИСО 14001 является оказание содействия предприятиям в создании системы управления природоохранной деятельностью, сбалансированной с их экономическими интересами. При этом, в отличие от неутвержденных официально рекомендаций и указаний по улучшению управления охраной окружающей среды на предприятии, стандарт ИСО 14001 содержит положения, устанавливающие требования к сертификации или самостоятельному заявлению организации о состоянии ее системы управления окружающей средой. Демонстрация успешного применения стандарта может быть использована организацией для того, чтобы убедить заинтересованные стороны в действенности ее системы управления окружающей средой.
Общие требования к системе экологического менеджмента основаны на концепции, предусматривающей периодическое проведение организацией анализа и оценки системы управления охраной окружающей среды в целях определения возможностей для ее улучшения. Результатом совершенствования системы должно быть постоянное улучшение экологических показателей, для чего предлагается модель управления, содержащая пять основных элементов: экологическую политику, планирование, внедрение и функционирование, проведение проверок и корректирующие действия, анализ со стороны руководства (рис. 2).
Реализация указанной модели позволяет организации решать ряд конкретных задач управления охраной окружающей среды, в частности: выявлять экологические аспекты с учетом прошлой, текущей или планируемой деятельности организации, идентифицировать нормативно-правовые требования; устанавливать экологическую политику и разрабатывать структуры и программы ее внедрения, а также обеспечивать способности системы адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
В методологическом отношении структура построения систем управления охраной окружающей среды в соответствии с требованиями стандарта ИСО 14001 не является оригинальной и основана на подходах, принятых в более ранних международных стандартах по системам управления качеством (ИСО серии 9000).
Стандарты по системам качества применяются во многих странах более 15 лет (в СССР с 1988 г. в качестве национальных стандартов ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88, ГОСТ 40.9003-88, в России новых версий с 1996 г. – ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96 и новейших версий с 2001 г. – ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001). Это в сочетании с другими факторами способствовало решению проблем радикального улучшения качества продукции. Успешное применение стандартов по системам качества с точки зрения достижения поставленных целей (в данном случае гарантированного уровня качества продукции в рыночных условиях производства) по существу и стало основным импульсом к разработке стандартов ИСО серии 14000.
Постоянное улучшение

4.6. Анализ со стороны
руководства
4.2. Экологическая политика

4.5. Проведение проверок
и корректирующие действия
4.3. Планирование
4.5.1. Мониторинг
и изменения

4.3.1. Экологические
аспекты
4.5.2. Несоответствия,
корректирующие
и предупреждающие
действия

4.3.2. Законодательные и другие
требования
4.5.3. Зарегистрированные данные

4.3.3. Цели и задачи
(целевые и плановые
показатели)
4.5.4. Аудит систем
экологического
менеджмента

4.3.4. Программы
управления охраной
окружающей среды

4.4. Внедрение и функционирование
4.4.1. Структура и ответственность

4.4.2. Обучение, осведомленность
и компетентность

4.4.3. Связи

4.4.4. Документирование системы
экологического менеджмента

4.4.5. Управление документацией

4.4.6. Управление процессами

4.4.7. Подготовленность
к аварийным ситуациям

Рис. 2. Модель системы экологического менеджмента
(с указанием ее элементов и номеров пунктов по стандарту ИСО 14001)
Стандарты как серии 9000, так и серии 14000 являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики. На разработку и внедрение систем управления в соответствии с этими стандартами оказывают влияние специфика потребностей каждой организации, ее конкретные задачи, применяемые процессы и практический опыт. Вместе с тем, заложенные в стандартах базовые принципы формирования систем управления на предприятии делают эти стандарты достаточно универсальными. Стандарты ИСО серии 14000 (как и серии 9000) не содержат каких-либо количественных значений показателей, выполнение которых свидетельствовало бы о достижении организацией или предприятием конечных целей управления, а ориентированы на требования национальных законодательств и нормативно-правовой базы. При этом предполагается, что выполнение установленных в национальных правовых актах требований и норм является обязательным и минимально необходимым условием для признания систем управления на предприятии соответствующими требованиям стандартов ИСО серии 14000, но недостаточным для их развития.
Первостепенное значение для внедрения всех элементов системы экологического менеджмента является разработка экологической политики организации. В соответствии с определением, установленным стандартом ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь», экологическая политика – это заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей. Необходимость разработки экологической политики закреплена в ГОСТ Р ИСО 14001-98 (п. 4.2).
Экологическая политика предприятия направляет и стимулирует внедрение и совершенствование системы управления охраной окружающей среды с целью улучшения ее функционирования и обеспечения возможности оптимизации показателей состояния окружающей среды. Политика формирует базу, на основе которой организация определяет свои цели и задачи в области охраны окружающей среды. Экологическая политика должна быть достаточно ясной для ее восприятия внутренними и внешними заинтересованными сторонами, область ее применения должна легко определяться. При этом должны быть предусмотрены периодический анализ и пересмотр политики в целях отражения в ней изменившихся условий и новой информации.
Важнейшим условием успешного функционирования системы экологического менеджмента является планирование.
В нашей стране планирование как функция управления (в том числе и охраной окружающей среды) имеет давние традиции и устоявшуюся практику. Каждое крупное предприятие, оказывающее вредное воздействие на природную среду, осуществляет разработку экологических программ и планирует их поэтапную реализацию исходя из своих финансовых возможностей, а также выполняет процедуры их одобрения государственными природоохранными органами. Поэтому внедрение процедур планирования системы экологического менеджмента предполагает прежде всего адаптацию существующей практики планирования охраны окружающей среды на предприятиях к требованиям стандартов ИСО серии 14000.
В соответствии с этими требованиями планирование системы экологического менеджмента в организации должно включать определение экологических аспектов своей деятельности, установление соответствия деятельности организации законодательным и другим требованиям в области охраны окружающей среды, формирование целевых и плановых экологических показателей организации, а также разработку программ управления охраной окружающей среды.
Среди этих направлений особо следует выделить установление соответствия деятельности организации требованиям законодательных актов и другим требованиям в области охраны окружающей среды, что непосредственно отвечает национальным экологическим интересам.
В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации требований законодательных актов и других требований и получения доступа к тем требованиям, которые применимы к экологическим аспектам деятельности организации, выпуску продукции или оказанию услуг. Для этого необходимо ведение реестра законодательных и других требований, что предполагает наличие процедуры регистрации всех этих требований.
Внедрение и функционирование системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 должно осуществляться по следующим основным направлениям: организационная структура и ответственность (п. 4.4.1); обучение персонала и обеспечение его осведомленности и компетентности (п. 4.4.2); установление связей (п. 4.4.3); документирование системы управления охраной окружающей среды и управление документацией (п. 4.4.4 – п. 4.4.5); управление операциями (п. 4.4.6) и обеспечение подготовленности к аварийной ситуациям (п. 4.4.7). В этом блоке элементов особо следует отметить элементы «Документирование системы управления охраной окружающей среды» и «Управление документацией». Очевидно, что документация имеет большое значение в любой системе управления, в том числе управления охраной окружающей среды. Система является достаточно формализованной и контролепригодной лишь в том случае, если она полностью документирована. При полной документированности системы управления каждое заинтересованное лицо может убедиться в целесообразности проводимого мероприятия и таким образом создается атмосфера доверия. Например, если произошел несчастный случай или возникла аварийная ситуация, то доказательства того, что со стороны служб, отвечающих за безопасность, были приняты все предупредительные меры, могут быть официально представлены лишь в случае, если эти меры были задокументированы.
В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать состав информации по системе управления, актуализировать ее и хранить. В общем виде информация (на бумажном или электронном носителе) должна описывать основные элементы системы управления охраной окружающей среды, а также обеспечивать ссылку на соответствующую документацию. Документирование системы управления охраной окружающей среды должно быть достаточным для описания основных элементов и их взаимодействия, а также для обеспечения получения подробной информации о работе отдельных элементов системы.
Действенность системы экологического менеджмента определяется ее обеспеченностью средствами эффективного контроля за соответствием деятельности организации экологическим требованиям и возможностью своевременного осуществления корректирующих действий при выявлении несоответствий, т.е. гибкостью реагирования на отклонения в параметрах системы. В противном случае система управления охраной окружающей среды даже при наличии обоснованной природоохранной политики, планирования и внедрения оказывается неспособной гарантировать снижение уровня воздействия организации на окружающую среду.
Проведение проверок и корректирующие действия как элемент модели постоянного улучшения системы управления окружающей средой в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 должны включать мониторинг и измерения (п. 4.5.1), выявление несоответствий системы и корректирующие действия (п. 4.5.2), регистрацию данных (п. 4.5.3) и собственно проверки (аудит) системы управления окружающей средой (п. 4.5.4).
Особое место в экологическом менеджменте занимает экологический аудит. В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу и процедуры периодических аудитов системы управления охраной окружающей среды с целью определения соответствия системы запланированным мероприятиям, уровня реализации и поддержания ее в рабочем состоянии, а также представления руководству информации о результатах проверки. Программа аудита должна основываться на анализе значимости влияния проверяемой деятельности организации на окружающую среду и результатах предыдущих проверок. Для полноты процедуры проверки в программу аудита целесообразно включать область распространения проверки, периодичность и методологию ее проведения, а также ответственность и требования к проведению аудитов и регистрацию результатов.
Вопросы экологических проверок являются наиболее разработанными и регламентированы специальными стандартами ГОСТ Р ИСО 14010, 14011, 14012-98. При этом экологический аудит может независимо от формирования системы экологического менеджмента быть инструментом управления, что требует рассмотрения связанных с этим особенностей. Поэтому вопросы проведения экологического аудита отражены более подробно в разделе 6.2.
Особое значение для поддержания эффективности и постоянного улучшения системы экологического менеджмента имеет контроль, оценка и анализ этой системы со стороны руководства организации. Данный элемент системы экологического менеджмента в практически неизменном виде заимствован из систем управления качеством (ГОСТ Р ИСО 9001-96), где этот элемент совместно с политикой в области качества включен в блок «Ответственность руководства», что подчеркивает необходимость самого активного участия высшего руководства организации в обеспечении успешного функционирования системы.
В системе экологического менеджмента в большей степени, чем системы качества, демонстрирующей цикличность процесса усовершенствования управления, анализ со стороны руководства выделен в самостоятельный блок, который является завершающим в модели управления охраной окружающей среды (п. 4.6). Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 высшее руководство организации должно анализировать систему управления охраной окружающей среды через установленные им промежутки времени, с тем чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой для проведения оценки системы.
Конечной целью анализа системы экологического менеджмента является реализация концепции постоянного улучшения (см. рис. 1).
Несмотря на весьма короткий период внедрения систем экологического менеджмента и отсутствие прямых рыночных стимулов, общее число предприятий, получивших сертификат на соответствие своих систем экологического менеджмента международному стандарту ISO 14001:1996 в целом по мировому хозяйству составляет около 40 тысяч. Ведущее место в региональной структуре сертифицированных предприятий принадлежит Европе, страны которой были инициаторами унификации систем управления охраной окружающей среды на предприятиях и их сертификации, что закономерно в связи с высоким уровнем экологического сознания и со спецификой природоохранного регулирования в европейских странах. Еще до принятия международного стандарта ISO 14001:1996 в Европейском сообществе была предложена схема управления охраной окружающей среды и проведения экологических аудитов независимыми экспертами – «ЕМАS» («Economy Management and Audit Scheme»).
В России стандарты ISO серии 14000 начали вводиться в качестве национальных с 1999 г. В Национальном плане действий по охране окружающей среды в России на 1999–2001 гг. намечалась подготовка специального Постановления Правительства РФ о внедрении стандартов ISO серии 14000, но по ряду причин оно не было подготовлено.
Фактически сертификация предприятий на соответствие требованиям ISO 14001 на добровольной основе в России начала проводиться с 2000 г.
Основным стимулом к внедрению систем управления охраной окружающей среды на отечественных предприятиях в настоящее время стала заинтересованность в отношениях с зарубежными партнерами, развитие которых существенно облегчается при наличии у предприятия сертифицированной системы управления охраной окружающей среды или хотя бы заключения по итогам экологического аудита для получения сертификата в перспективе. Это особенно значимо при заинтересованности в получении иностранных инвестиций или кредитов.
Кроме того, сертифицируются предприятия с иностранным капиталом, что является реализацией корпоративной политики зарубежных компаний, владеющих этими предприятиями. Например, дочерняя компания «SGS-восток-лимитед» швейцарской системы SGS реализует в 2003 г. программу подготовки и проведения добровольной сертификации систем экологического менеджмента одиннадцати расположенных в России заводов «Соса-Соlа», принадлежащих ООО «Coca-Cola HBS Eurasia». При этом особое внимание уделяется неукоснительному соблюдению многочисленных и достаточно жестких требований российского природоохранного законодательства.
Однако случаи сертификации систем экологического менеджмента остаются в России единичными. В 2002 г. фактическое число сертифицированных предприятий на соответствие требованиям ISO 14001:1996 и ГОСТ Р ИСО 14001-98 не превышало 30. К числу систем сертификации экологического менеджмента, активно осуществляющих деятельность в России, относятся SGS (Швейцария), BVQI (Франция), DNV (Норвегия), TUV (Германия), а также отечественный орган по сертификации систем управления охраной окружающей среды Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС) Госстандарта России. Отвечая в первую очередь требованиям мирового рынка, сертификация систем экологического менеджмента через реализацию отдельных положений стандарта ISO 14001 направлена на решение национальных экологических проблем по крайней мере в той мере, в какой они отражены в национальном законодательстве. Кроме того, обеспечение высокой степени управляемости производственных процессов и тотальный экологический контроль способствуют предупреждению серьезных экологических инцидентов.
В связи с этим, представляется целесообразным дальнейшее развитие отечественной нормативной базы систем управления охраной окружающей среды и создания нормативного обеспечения аудита этих систем.
Необходимо широкое распространение информации о системе управления охраной окружающей среды, поскольку многие потенциально заинтересованные предприятия не имеют достаточных сведений об условиях и возможных преимуществах внедрения стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000.
На региональном и локальном уровнях местными властями могут быть предприняты дополнительные действия для позитивной мотивации внедрения систем управления охраной окружающей среды на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98, включая обеспечение определенных преимуществ предприятиям при выделении субсидий на природоохранные цели из средств региональных и местных бюджетов и целевых бюджетных фондов, частичное финансирование пилотных проектов по внедрению стандартов ИСО серии 14000 и, безусловно, оказание финансовой и иной поддержки образовательной деятельности в части распространения знаний по системам управления охраной окружающей среды на предприятиях. Это, в конечном счете, будет способствовать улучшению имиджа всего промышленного комплекса в регионе и повышению его инвестиционной привлекательности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основы экологического менеджмента» з дисципліни «Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АУДИТ ОКРЕМИХ СПЕЦИФІЧНИХ ЦИКЛІВ ТА РАХУНКІВ
БАНКИ ЯК ПРОВІДНІ СУБ’ЄКТИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА. ФУНКЦІЇ БАН...
Аудит вартості об’єктів і законності витрат, пов’язаних з капітал...
Апаратна база комп’ютерної телефонії
Інвестиційні можливості


Категорія: Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища | Додав: koljan (16.08.2012)
Переглядів: 1312 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП