ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища

Налоги и платежи в области недропользования
Современная система налогов и платежей в области недропользования характеризуется наиболее сложной структурой и регламентирована правовыми нормами как налогового, бюджетного, так и природно-ресурсного законодательства.
В течение длительного периода (вплоть до 2001 г.) порядок взимания платежей при пользовании недрами был регламентирован Законом Российской Федерации «О недрах» от 24.02.92 г. № 2395-1 в редакции Федеральных законов от 03.03.95 г. № 27-ФЗ и от 10.02.99 г. № 32-ФЗ (раздел V) и определял следующие виды платежей:
– сбор за участие в конкурсе (аукционе) на получение права пользования недрами и выдачу лицензий на конкретные виды пользования недрами;
– платежи за пользование недрами, взимаемые с пользователей недр за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях (например, для строительства и эксплуатации подземных сооружений);
– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, взимаемые с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств (регламентированные Федеральным законом от 30.12.95 г. № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы»);
– акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками (могли вводиться Правительством России в соответствии с Федеральным законом от 6.12.91 г. № 1993-1 «Об акцизах» (с изменениями и дополнениями)).
В соответствии с Федеральным законом от 8.08.01 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» с 1 января 2002 г. упомянутый выше Федеральный закон «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» признается утратившим силу, а раздел V Закона РФ «О недрах» излагается в принципиально новой редакции.
Особо следует отметить, что система платежей при пользовании недрами по Закону «О недрах» в редакции Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ не содержит платежи за добычу полезных ископаемых, которые включались в себестоимость добычи полезных ископаемых и определялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых, а также потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами горнотехнического надзора. Эти платежи в настоящее время трансформированы в налог на добычу полезных ископаемых с соответствующим отражением норм, регламентирующих его расчет, взимание и распределение по уровням бюджетной системы, в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ. Кроме того, Налоговым кодексом РФ регулируется взимание акцизов на подакцизные виды минерального сырья.
В настоящее время совокупность налогов и платежей в области недропользования включает:
по Налоговому кодексу РФ:
– налог на добычу полезных ископаемых;
– акцизы на подакцизное минеральное сырье;
по Закону «О недрах» (в ред. Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ):
– разовые платежи при пользовании недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
– регулярные платежи за пользование недрами;
– плату за геологическую информацию о недрах;
– сбор за участие в конкурсе (аукционе);
– сбор за выдачу лицензий.
Налог на добычу полезных ископаемых введен с 1.01.02 г. Налогоплательщиками этого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
Объектом налога на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые:
– добытые из недр на территории России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
– извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ;
– добытые из недр за пределами территории России, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
К объектам обложения налогом на добычу полезных ископаемых относятся добытые индивидуальным предпринимателем общераспространенные полезные ископаемые для личного потребления, геологические коллекционные материалы, добытые из недр полезные ископаемые при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, а также полезные ископаемые, извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если их добыча ранее подлежала налогообложению в общеустановленном порядке.
По Налоговому кодексу РФ (часть II, гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» в редакции Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ) налоговая база этого налога определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, а ставки – в размере от 3,8 до 16,5% этой стоимости в зависимости от вида добытых полезных ископаемых (табл. 5).

Таблица 5

Ставки налога на добычу полезных ископаемых
(по Налоговому кодексу РФ, часть II, гл. 26
в редакции Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ)

Виды добытых полезных ископаемых Ставки к стоимости
добытых полезных
ископаемых, в %
Нефть, природный газ, газовый конденсат 16,5
Цветные и редкие металлы, природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни, многокомпонентная комплексная товарная руда, а также полезные компоненты комплексной руды, за исключением драгоценных металлов 8,0
Подземные минеральные воды 7,5
Драгоценные металлы, за исключением золота, кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья 6,5
Золото, горнорудное неметаллическое сырье, битумозные породы, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группировки 6,0
Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых и фосфоритовых руд), соль природная и чистый хлористый натрий, радиоактивные металлы, теплоэнергетические и промышленные воды, неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии 5,5
Руды черных металлов 4,8
Уголь каменный и бурый, горючие сланцы, торф, апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды 4,0
Калийные соли 3,8

Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральным законодательством от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых для исчисления рассматриваемого налога определяется исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий период цен реализации добытого полезного ископаемого (без учета государственных субвенций, если таковые были) или исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
В первом случае оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем (а при их отсутствии – в предыдущем) налоговом периоде цен реализации, уменьшенных на суммы субвенций из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.
В случае отсутствия государственных субвенций к ценам реализации добываемых полезных ископаемых оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства – участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки, в которую включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя, а также на расходы по обязательному страхованию грузов.
При отсутствии цен реализации определяется расчетная стоимость добытого полезного ископаемого в порядке, применяемом для определения налоговой базы по налогу на прибыль.
Распределение сумм налога за добычу полезных ископаемых по бюджетам различных уровней осуществляется исходя из характера добываемых полезных ископаемых в пропорциях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ (табл. 6).

Таблица 6

Распределение сумм налога на добычу полезных ископаемых
между уровнями бюджетной системы России (по Бюджетному кодексу РФ (ст. 48)
в редакции Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ),% к общей сумме

Суммы налога за добычу полезных ископаемых по видам Федеральный
бюджет Бюджеты
субъектов РФ
По добытым полезным ископаемым (за исключением углеводородного сырья) 40 60
По добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья 80 20
То же при добыче на территории автономного округа, входящего в состав края или области 74,5 25,5 (в т.ч. 20 – в доход бюджета
округа; 5,5 –
края
или области)
При добыче общераспространенных полезных ископаемых – 100
При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче за пределом территории РФ, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) 100 –

В целом налог на добычу полезных ископаемых выполняет преимущественно фискальную функцию и не отражает ни региональных условий добычи, ни соблюдение требований рационального недропользования. Если ранее существовавшие платежи за добычу полезных ископаемых при наличии потерь, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами Госгортехнадзора, взимались по закону в двойном размере, то при взимании современного налога на добычу полезных ископаемых такая санкция отсутствует.
В то же время действующий порядок взимания налога на добычу полезных ископаемых содержит некоторые элементы позитивной мотивации. Так, не облагается налогом добыча полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, под которыми признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Без налогообложения (т.е. с налогообложением по налоговой ставке 0%) предусмотрена добыча:
– попутного газа;
– попутных и дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
– полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения (отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации);
– полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
– подземных вод из контрольных или резервных скважин при проведении планового контроля за их работоспособностью, наличие и обеспечение работоспособности которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти;
– минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива);
– подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжения животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан.
Особо следует отметить, что налог на добычу полезных ископаемых не распространяется на забор подземных пресных вод для водоснабжения, который в прошлом оплачивался по Закону РФ «О недрах», а в настоящем подлежит обложению платежами по Федеральному закону «О плате за пользование водными объектами», что будет рассмотрено в п. 3.4.
Особенности исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции рассмотрены в разделе 5.
Акциз на минеральное сырье является косвенным налогом, включенным в цену, и используется в качестве инструмента изъятия в бюджет части сверхприбыли, получаемой от реализации углеводородного сырья. Суммы его поступления в бюджет в течение длительного периода значительно превышали суммы платежей за пользование недрами (табл. 7).
Как видно из статистических данных, акцизы по отдельным видам минерального сырья в 1998–2001 гг. составляли 70–80% всех акцизов и являлись одним из важнейших доходных источников федерального бюджета России.

Таблица 7

Поступление налоговых платежей и других доходов в федеральный бюджет
(по данным [25])

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Всего, млрд руб. 193,5 363,6 653,0 986,7
Из него:
– платежи за пользование природными ресурсами, млрд руб.
% к общему объему поступлений
3,3

1,7
10,6

2,9
33,7

5,2
49,6

5,0
– акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, млрд руб. 46,0 77,0 121,0 189,6
из них на:
– природный газ, млрд руб.
% к общему объему поступлений
29,4
15,2
56,9
15,6
87,2
13,4
117,7
11,9
– нефть и стабилизированный газовый конденсат, млрд руб.
% к общему объему поступлений 6,8

3,5 5,0

1,4 7,2

1,1 11,9

1,2
– подакцизные товары, млрд руб.
% к общему объему поступлений 9,8
5,1 15,1
4,2 26,6
4,1 60,0
6,1
До 2001 г. взимание акцизов на подакцизное минеральное сырье осуществлялось на основе Законов «О недрах» от 21.02.92 г. № 2395-1 и «Об акцизах» от 6.12.91 г. № 1993-1 и соответствующих Постановлений Правительства РФ. Подакцизными товарами признавались природный газ, нефть и стабилизированный газовый конденсат. Вместе с тем, не были узаконены общие правила установления единых ставок акцизов, которые дифференцировались индивидуально для каждой организации, добывающей углеводородное сырье, что могло обусловливать потенциальные возможности для субъективных подходов и ущемления интересов отдельных недропользователей.
С 2002 г. по Налоговому кодексу РФ (часть II, гл. 22 «Акцизы» в редакции Федеральных законов от 7.08.01 г. № 118-ФЗ и от 8.08.01 г. № 126-ФЗ) к подакцизному минеральному сырью относится только природный газ и рассматриваемые в качестве природного газа отбензиненный сухой газ и нефтяной (попутный) газ после их обработки или переработки (ст. 181, п. 2).
Налоговая база акциза при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу.
При реализации природного газа за пределы территории Российской Федерации налоговая база определяется как стоимость реализованного природного газа за вычетом налога на добавленную стоимость при реализации природного газа в государства – участники Содружества Независимых Государств, таможенных платежей и расходов на транспортировку природного газа за пределами территории Российской Федерации.
При определении налоговой базы стоимость подакцизного минерального сырья налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату его реализации.
По Налоговому кодексу РФ (ст. 193) налогообложение подакцизного минерального сырья осуществляется по единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам (табл. 8).
Освобождаются от акциза на подакцизное минеральное сырье следующие операции:
– закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления;
Таблица 8

Ставки акцизов на подакцизное сырье

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
(в % или рублях и копейках
за единицу измерения)
Природный газ, реализуемый (переданный) на территории Российской Федерации 15%
Природный газ, реализуемый (переданный) в государства – участники Содружества Независимых Государств 15%
Природный газ, реализуемый (переданный) за пределы территории Российской Федерации (за исключением государств – участников Содружества Независимых Государств) 30%

– закачка природного газа в подземные хранилища;
– направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти;
– использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
– реализация (передача) на территории Российской Федерации отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки;
– реализация на территории Российской Федерации природного газа для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями;
– передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам.
Особенности исчисления и уплаты акцизов на подакцизное минеральное сырье при выполнении соглашений о размере продукции рассмотрены в разделе 5.
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, установлены Законом «О недрах» в редакции Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ. Под «определенными событиями», при наступлении которых взимаются разовые платежи, обычно подразумевают начало эксплуатации месторождения или какой-либо этап в эксплуатации. По существу разовый платеж (иногда именуемый бонусом) означает выплату авансом части суммы того рентного дохода, который предположительно будет получен недропользователем в течение срока эксплуатации месторождения, оговоренного в лицензии.
По закону размеры разовых платежей за пользование недрами должны устанавливаться по результатам конкурса или аукциона. При этом не должно допускаться установления разовых платежей за пользование недрами ниже определенных условиями конкурса, а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.
Конкретный размер разовых платежей при получении права на добычу полезных ископаемых в мировой практике может достигать сотен миллионов долларов, но в России (в силу весьма распространенного бесконкурсного предоставления права недропользования или так называемой «непрозрачности» условий конкурсов) случаи установления такого размера разовых платежей были единичны и связаны с предоставлением права недропользования иностранным компаниям. Поэтому в Законе установлен минимальный размер разовых платежей на уровне 10% от суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.
Размеры разовых платежей за пользование недрами и порядок их уплаты при выполнении соглашений в разделе продукции устанавливаются в самих соглашениях.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются по Закону «О недрах» (в редакции Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ) за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.
По существу реальным использованием недр среди объектов, облагаемых регулярными платежами, характеризуются только строительство и эксплуатация подземных сооружений, а при поиске, оценке, разведке полезных ископаемых и инженерно-геологических изысканиях для создания подземных сооружений используются площади, предоставленные для этих видов деятельности, хотя бесспорно, что при этом существуют определенные воздействия на недра.
Ставки регулярных платежей за пользование недрами при поиске, оценке и разведке полезных ископаемых устанавливаются на 1 кв. км площади выделенного участка в год. Конкретный размер ставок этих платежей должен устанавливаться исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в пределах, установленных федеральным законодательством (табл. 9).

Таблица 9

Ставки регулярных платежей за пользование недрами при поиске,
оценке и разведке полезных ископаемых, руб./кв. км (по Закону «О недрах» (ст. 43)
в редакции Федерального закона от 29.05.02 г. № 57-ФЗ)

Поиск и оценка
полезных ископаемых Разведка
полезных ископаемых
Углеводородное сырье 120–360 5000–20000
Углеводородное сырье на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне и за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ 50–150 4000–16000
Драгоценные металлы 90–270 3000–18000
Металлические полезные ископаемые 50–150 1900–10500
Россыпные месторождения всех видов 45–135 1500–12000
Неметаллические полезные ископаемые, уголь, сланцы, торф 27–90 1500–7500
Прочие твердые полезные ископаемые 20–50 1000–10000
Подземные воды 30–90 800–1650

Если в Законе «О недрах» в редакции федеральных законов 1995 и 1999 гг. плата за пользование недрами могла взиматься в форме как денежных платежей, так и части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем недр продукции (за исключением радиоактивных и других материалов и продуктов, распоряжение которыми входит в исключительное ведение Российской Федерации), выполнения работ или предоставления услуг (кроме услуг военного характера и информации, составляющих государственную тайну), а также зачета сумм предстоящих платежей в бюджеты соответствующих уровней в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия, то в новой редакции Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ регулярные платежи за пользование недрами могут взиматься только в денежной форме.
По действующему законодательству регулярные платежи не взимаются за пользование недрами для регионального геологического изучения и образования особо охраняемых геологических объектов, а также при разведке полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставленного недропользователю для добычи этих полезных ископаемых.
В отношении использования подземного пространства для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, регулярные платежи могут быть установлены при строительстве и эксплуатации любых подземных сооружений, а также при строительстве искусственных сооружений и прокладке кабелей и трубопроводов под водой. Фактически ставки регулярных платежей установлены только для подземных хранилищ нефти и газоконденсата (3,5–5,0 руб./т) и природного газа и гелия (20–25 коп./тыс. куб. м).
Плата за геологическую информацию о недрах взимается по Закону «О недрах» в редакции Федерального закона от 8.08.01 г. № 126-ФЗ только за пользование информацией, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания в соответствии с законодательством определены Постановлением Правительства РФ «О плате за геологическую информацию о недрах» от 25.01.02 г. № 57.
Сборы за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензии на недропользование вносятся соответственно при регистрации заявки на участие в конкурсе и при выдаче лицензии. Суммы сборов определяются исходя из стоимости затрат, связанных с этими действиями. Суммы сборов за участие в конкурсе и за выдачу лицензий зачисляются на счета федерального органа управления государственным фондом недр либо его территориальных органов и используются для покрытия расходов этих органов, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Налоги и платежи в области недропользования» з дисципліни «Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Свидетельства отвеса и маятника
ПОХОДЖЕННЯ ТА РОЗВИТОК ЦЕНТРАЛЬНИХ БАНКІВ
ПОХОДЖЕННЯ ТА РОЗВИТОК КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ
ЗАГАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ЧИННИКИ, ЩО ОБУМОВЛЮЮТЬ НЕОБХІД...
ЕРГОНОМІЧНІ ВИМОГИ ДО ТОВАРУ


Категорія: Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища | Додав: koljan (16.08.2012)
Переглядів: 941 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП