ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економіка праці » Організація, нормування та оплата праці на промислових підприємствах

Динамика освоения работы
Освоение работы — это процесс накопления знаний о выполняемых операциях, формирование соответствующих умений и навыков, поиск исполнителем рациональных методов труда, установление нормального темпа работы.
Зависимость между масштабом производства, степенью его освоения и трудоемкостью операции давно привлекала внимание специалистов по нормированию труда. Еще в 20-х гг. XX в. В. М. Иоффе предложил таблицу поправок к нормам времени в зависимости от количества деталей в партии. Проблемы организации и нормирования труда в период освоения исследовались в НИИ труда, в работах Д. И. Эпштейна, К. Т. Джурабае- ва, Е. И. Шермана и других авторов.
Период освоения работы характеризуется процессами формирования, совершенствования и выработки автоматизма специализированных навыков, для каждого из которых характерна своя интенсивность снижения затрат времени, которую в общем виде можно выразить через коэффициент интенсивности освоения ЛГИНТ:
= (9-4.1)
/
где //+10 — затраты оперативного времени на изготовление двух изделий, порядковые номера которых различаются на десять единиц.
Исходя из величины Кит можно выделить три этапа освоения работы: 1) определение содержания и метода выполнения операции (АГИНТ ^ 0,03); 2) совершенствование специализированных навыков (0,03 > Кшт ^ 0,003); 3) выработка автоматизма выполнения работы (Кит < 0,003).
На первом этапе по мере выработки метода труда происходит интенсивное снижение затрат времени на выполнение операции. Обычно при изготовлении первых десяти деталей затраты времени уменьшаются в 1,5—3 раза. Первый этап охватывает начальные 40—60 повторений операции. Общее снижение затрат времени составляет до 55%.
На втором этапе происходит коррекция движений исполнителя, рационализация труда (отыскиваются более короткие и менее утомительные движения, исключаются микропаузы). Снижение затрат времени происходит сравнительно менее интенсивно и даже наступает их стабилизация (в случае исчерпания возможностей применяемого метода), усваивается ритм работы, формируются специализированные навыки, причем часть их автоматизируется, затраты времени снижаются на 30—40%.
На третьем этапе образуется устойчивый стереотип. Для него характерно замедленное снижение затрат времени. Действия рабочего становятся точными, экономными. Создается возможность перенести внимание с процесса на результат. Исключаются всякие задержки на обдумывание. Силы и средства организма используются наиболее полно и экономно.
При освоении новых работ существенно изменяется (особенно в условиях массового производства) структура операций. В первую очередь это происходит за счет совмещения выполняемых движений, устранения лишних трудовых действий, достижения правильной последовательности выполняемых трудовых приемов, повышения темпа по мере совершенствования специализированных навыков. Совмещение выполняемых приемов как важный признак закрепления навыков является главным фактором снижения вспомогательного времени в период освоения.
В ходе освоения работы рост производительности труда происходит в большей степени, чем сдвиги физиологических функций, хотя соотношение пропорциональности изменений сохраняется. Это свидетельствует о том, что закрепление оптимального темпа работы способствует экономии энергозатрат. К концу периода освоения операции работа выполняется все более ритмично; это благоприятно сказывается на результатах освоения. Физиологический механизм таких явлений можно рассматривать как очередной этап в формировании рабочего динамического стереотипа.
Следует отметить, что длительность фазы освоения может значительно сократиться за счет обучения рабочих методам труда по данной операции под руководством инструктора.
Проследить наличие всех трех этапов возможно при непрерывном освоении работы в условиях массового и крупносерийного производства. В серийном производстве процесс освоения, как правило, прерывается во времени и охватывает только первые два этапа. При обработке последующих партий в серийном производстве вначале наблюдаются повышенные затраты времени, связанные с восстановлением частично утраченных (вследствие перерыва) специализированных навыков. Этот период врабатываемости охватывает 10—20 повторений и характеризуется менее интенсивным снижением затрат времени по сравнению с этапом освоения, хотя общие затраты времени снижаются на 20—30%, достигая к концу периода уровня средних затрат предыдущей партии. В дальнейшем при обработке партии наблюдается медленное снижение затрат времени, связанное с совершенствованием восстановленных навыков.
В мелкосерийном производстве длительность обработки партии, как правило, не превышает продолжительности освоения. Повторная обработка партии либо наступает через длительный период времени, либо вообще отсутствует. Весь процесс обработки партии в условиях мелкосерийного производства характеризуется высокой интенсивностью снижения затрат, высокой напряженностью физиологических и психологических механизмов, что необходимо учитывать при планировании и проведении мероприятий по нормированию труда, рационализации режима труда и отдыха.
Роль выявленных этапов освоения трудовых процессов в повышении производительности труда различна, в их основе лежат различные механизмы формирования трудовых навыков. Общее снижение трудоемкости в значительной мере зависит от того, сколько этапов освоения реализуется.
Коллективное освоение новых операций рабочими, организованными в комплексные и специализированные бригады, имеет экономические преимущества перед индивидуальным освоением. Регулярное обучение рабочих в бригадах новым методам труда и новым операциям создает возможности более рациональной организации производства, оперативного маневрирования трудовыми ресурсами, способствует повышению производительности труда. При коллективном освоении работ успешнее осваиваются рациональные методы труда, найденные более опытными членами бригады. Эти методы предусматривают более точное соблюдение технологических процессов и приводят к значительному повышению качества продукции, выпускаемой на стадии освоения. Снижение трудоемкости работ, повышение ритмичности в работе бригад, коллективно осваивающих новые трудовые процессы, создают предпосылки улучшения такого важного показателя, как сокращение сроков освоения новых изделий не менее чем на 20—25%.
Зависимость затрат времени (у) от степени освоения производства в общем случае описывается функцией:
у = ах~\ (9.4.2)
где а — затраты времени на первое изделие (т. е. трудоемкость в момент начала освоения); х — порядковый помер изделий в партии (или с начала освоения работы); b — показатель степени, выражающий особенности процесса освоения в конкретных производственных условиях.
Функция (9.4.2) достаточно точно отражает закономерности снижения затрат времени при освоении работы. Вместе с тем такая зависимость предполагает, что время выполнения операции стремится к нулю при неограниченном увеличении числа повторений операции, тогда как фактически после определенного числа повторений это время стабилизируется. Поэтому в массовом и крупносерийном производстве необходимо учитывать продолжительность периода освоения или число повторений операций до стабилизации затрат времени выполнения данной опёрации. В серийном и мелкосерийном производстве цикл обработки партий значительно меньше Тосъ (см. рис. 9.4.1). Для характеристики изменения затрат времени при освоении работы здесь достаточно значений функции (9.4.2).
Основным фактором в массовом и крупносерийном производстве, определяющим степень освоения, является порядковый номер изделия, изготовленного данным рабочим с начала



Рис. 9.4.1. Характер изменения затрат оперативного времени: а — в массовом и крупносерийном производстве; б— в серийном производстве

освоения операции. В серийном производстве факторами освоения оказываются порядковый номер партии, ее размер и периодичность запуска партий в производство (или перерыв в обработке смежных партий). В мелкосерийном производстве единственным существенным фактором освоения работы является размер партии, определяющий число повторений операции с начала ее освоения.
Интенсивность освоения зависит также от сложности, про- у должительности (трудоемкости), уровня автоматизации операции и ряда других факторов.
Для обеспечения сравнимости данных по всем изученным операциям (независимо от содержания и характера операции, орудий и предметов труда, особенностей организации производства) затраты оперативного времени целесообразно выразить в относительных единицах. Коэффициентом относительного времени, или относительным временем, называется отношение оперативного времени на /-ю деталь к затратам времени на деталь, принятую в данной совокупности за базовую.
Выявленные закономерности освоения позволяют определить на период освоения работы два дополнительных вида нормативов: поправочные коэффициенты к норме времени для условий освоенного производства и дополнительное время на период освоения работы. Поправочный коэффициент к норме времени на период освоения работы Кос — величина, показывающая, во сколько раз норма времени на данной стадии освоения работы превышает норму времени на ту же операцию в условиях освоенного производства. Величина Кос определяется исходя из «кривой освоения» (см. рис. 9.4.1) для данных производственных условий. На основе функции (9.4.2) устанавливается среднее время tcp для каждого интервала освоения:
t = —— tax'bdx = - (nl~b - n\~b), (9.4.3)
Ф wi (*2-"i)0-ЬУ 2 1 ''
где nx и n2 — границы интервала (по номерам изделий в партии), для которого определяется Кос.
В мелкосерийном и серийном производстве применение поправочных коэффициентов обеспечивает решение проблемы нормирования труда с учетом степени освоения работы. В условиях крупносерийного и массового производства вместо поправочных коэффициентов целесообразно установить дополнительное время на период освоения работы. Это время определяется как разность между нормой времени, рассчитанной для определенной стадии освоения работы, и нормой времени в условиях освоенного производства. Дополнительное время распространяется только на число изделий, изготовленных до полного освоения работы.
Время на единицу продукции с учетом степени освоения обычно устанавливается по формуле: > = 'пр*ос, (9.4.4)
где / — нормативное время для условий освоенного производства (проектная норма).
Коэффициенты освоения приводятся в нормативах с учетом сложности операций, степени автоматизации производственного процесса, размера партии, периодичности ее повторения и других факторов.
В условиях серийного производства:
t = tnpKocKn, (9.4.5)
где Кп — поправочный коэффициент, учитывающий порядковый номер партии и периодичность ее выпуска.
Если используются нормативы дополнительного времени на освоение t , то
> = >пр + >доп.
В период освоения производства устанавливается система норм, включающая проектную норму освоенного процесса и ступенчато меняющиеся нормы трудовых затрат, соответствующие различным этапам всего периода освоения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Динамика освоения работы» з дисципліни «Організація, нормування та оплата праці на промислових підприємствах»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Проектний контроль
Диференціація кредитних операцій за ступенями ризику
Аудит неоплаченого капіталу
Оцінка
Правила вживання апострофа


Категорія: Організація, нормування та оплата праці на промислових підприємствах | Додав: koljan (13.08.2012)
Переглядів: 1318 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП