Основные особенности организации труда ГПС состоят в следующем. Работники ГПС непосредственно не участвуют в воздействии на предмет труда. Их основная задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективную эксплуатацию оборудования. С изменением функций работников изменяется структура затрат их рабочего времени. Основная его часть затрачивается на наладку, профилактическое обслуживание и ремонт оборудования. Количество единиц технологического оборудования ГПС превышает численность работников каждой группы: наладчиков, слесарей-ремонтников, электронщиков и т. д. Поэтому необходимо установить оптимальные соотношения между количеством единиц оборудования и численностью работников каждой группы, нормировать затраты времени в двух разрезах: по отношению к оборудованию и к работникам. Чтобы повысить уровень надежности функционирования ГПС, следует создавать комплексные сквозные бригады с оплатой труда по конечной продукции. При этом надо учитывать, что простои оборудования во время и в ожидании обслуживания тем меньше, чем шире профиль каждого работника в отношений выполняемых функций и зон обслуживания оборудования. Теория и опыт эксплуатации действующих ГПС показывают, что в настоящее время наибольшее практическое значение имеют нормы длительности операций по отношению к оборудованию (нормы станкоемкости операций), нормы трудоемкости, нормы численности и обслуживания. Для практических расчетов норм длительности необходимо исходить из деления нормированных затрат времени на прямые и косвенные. Первые могут быть достаточно точно рассчитаны непосредственно на единицу продукции данного вида. Вторые относятся ко всей продукции, изготовляемой на данном рабочем месте или участке, и поэтому включаются в нормируемую длительность операции пропорционально величине прямых затрат. \ В условиях автоматизированных производств, в том числе гибких производственных систем, к прямьда, как правило, относятся лишь затраты времени автоматической работы оборудования. Косвенные затраты времени целесообразно включать в состав нормы длительности выполнения операций исходя из следующей формулы: Т ж пл т - т ПЛ III. где ta — время работы станка в автоматическом режиме при изготовлении единицы продукции по данной операции; Гпл — плановый суточный фонд времени работы ГПС (как правило, должен устанавливаться исходя из трехсменного режима); Гнп — длительность нормированных перерывов в работе технологического оборудования, связанных с обслуживанием и ожиданием обслуживания рабочими всех групп в течение Величина Гнп должна включать только те реальные перерывы в работе оборудования, которые объективно неизбежны в условиях конкретной ГПС, исходя из оптимального регламента обслуживания оборудования и установленного режима труда и отдыха работников. Состав Тнп определяется конструктивными особенностями анализируемой системы и условиями ее эксплуатации. Как правило, величина Гнп включает неперекрыва- емую машинным временем длительность наладочных, регулировочных, проверочных работ, время простоев оборудования, связанных с регламентированным обслуживанием механических, электрических, электронных и других подсистем, время изготовления и контроля пробных деталей и т. д. При установлении состава Гнп следует стремиться к тому, чтобы максимально возможно перекрыть одни работы другими, выполнять их параллельно, совмещать функции работников ГПС, использовать преимущества бригадной организации труда, коллективного подряда. Во всех ГПС оборудование не выключается во время отдыха рабочих, которое должно устанавливаться по скользящему графику. Поэтому время на отдых и личные надобности в состав Тнп не включается. Оно учитывается при расчете оптимальных норм обслуживания и численности (см. ниже), которые устанавливаются на уровне, позволяющем реализовать нормативное время на отдых за счет взаимных подмен рабочих. Второй сомножитель формулы (7.3.1.1) можно выразить через коэффициент использования оборудования по времени автоматической работы Т Т 1 —— = ^ = —, (7.3.1.2) Tm-Tm Та Кл нд= Кт ™ ' (7.3.1.1) где Га — время автоматической работы оборудования за плановый период его эксплуатации Т' Из формул (7.3.1.1) и (7.3.1.2) следует, что среднее нормированное время изготовления единицы продукции (норма длительности) определяется формулой: (7.3.1.3) где К1 — планируемый коэффициент использования оборудования по времени автоматической работы. Формула (7.3.1.3) наиболее удобна для практического нормирования длительности операций, так как включает два параметра (fa, AT"), используемых во всех основных технологических и организационно-плановых расчетах ГПС. к Величина Кап определяется исходя из производственной программы ГПС по формуле: (7.3.1.4) где Pk — программа выпуска продукции к-го вида; /ак — время автоматической работы оборудования при изготовлении единицы продукции л-го вида; F0 — располагаемый (возможный для использования) фонд времени одного станка в плановом периоде (следует учитывать, что оборудование ГПС, как правило, не выключается в обеденный перерыв); N— имеющееся число станков (модулей). Расчет коэффициента К" может выполняться либо в целом по ГПС, если станки взаимозаменяемы, либо по отдельным технологическим группам. В приведенных формулах величина характеризует затраты автоматического времени на единицу продукции. Поэтому если одновременно (параллельно) обрабатывается п деталей, то величина ta будет равна циклу автоматической работы, деленному на п.
При расчетах по формулам (7.3.1.1) и (7.3.1.3) важно учитывать зависимость величин Гнп и от численности работников ГПС и объема выпуска продукции, который непосредственно зависит от фонда времени автоматической работы оборудования. С увеличением норм численности время перерывов будет уменьшаться, а фонд времени работы оборудования и обусловленный им объем продукции — увеличиваться. Поэтому нор мированное время перерывов Тнп и коэффициент времени автоматической работы станков К^ должны соответствовать программе выпуска продукции и оптимальному для условий данной ГПС варианту норм обслуживания и численности. После определения норм длительности устанавливаются нормы трудоемкости операций. Как было отмечено, чтобы повысить надежность оборудования, уменьшить его простои во время и в ожидании обслуживания, следует стремиться расширить профиль работников в отношении выполняемых ими функций и состава обслуживаемых агрегатов. Учитывая, что в действующих и проектируемых ГПС количество модулей, как правило, невелико, закреплять работников за отдельными группами агрегатов нецелесообразно. Наиболее эффективна такая организация труда, при которой зоной обслуживания для каждой группы работников (наладчиков, слесарей, электронщиков и т. д.) являются все модули ГПС. В расчетах норм трудоемкости следует учитывать неравномерность распределения персонала, ГПС по сменам. При нормальной эксплуатации системы наибольшая часть работников занята в первую смену, а в третьей работает лишь дежурный персонал. Могут быть различия по сменам и по количеству используемого оборудования. Вследствие этих причин формула для установления норм трудоемкости модифицируется следующим образом: Н Н1 4- Нп -I- нш где Н", Н", Н"1— нормы численности работников данной группы соответственно в первую, вторую и третью смены; N\ Nn, Nm— количество используемых модулей по сменам. Для практических расчетов может оказаться удобнее следующая формула: HT=J^L_H, (7.3.1.6) т NCK„ д' где N— общее количество модулей ГПС; С — количество смен TV1 + дт11 + дг111 работы оборудования; Ки = — плановый коэффи- iVC циент использования оборудования. Если некоторые группы персонала обслуживают несколько ГПС или наряду с ними другое оборудование, то их нормы обслуживания будут равны общему числу закрепленных за ними станков (агрегатов). Оптимальная численность персонала ГПС устанавливается на основе соотношений, приведенных в разд. 5.7, т. е. ^wa;, Порядок установления правых частей этих ограничений и плановой информации был рассмотрен выше в разд. 5.7. Коэффициенты КЪ(Х) и Ка(Х) рассматриваются в процессе выбора оптимального варианта Нч. При расчете суммарной занятости работников ГПС целесообразно отдельно учитывать их занятость основными функциями — выполнением продукционных работ и дополнительными функциями — выполнением обеспечивающих работ: К2(Х) = КП(Х) + К0(Х), где КП(Х) и К0(Х) — коэффициенты занятости работников данной группы выполнением соответственно продукционных и обеспечивающих работ. Дифференциация занятости работников по указанным видам работ существенно облегчит выбор наилучшего варианта разделения и кооперации труда между операторами, наладчиками, слесарями-ремонтниками, слесарями-электриками, электронщиками с учетом особенностей конкретной ГПС. Такая дифференциация позволяет также выделить резервы увеличения фонда времени работы оборудования и сокращения норм длительности за счет максимально возможной параллельности выполнения функций различными исполнителями. Важным условием совмещения функций и параллельного их выполнения является организация комплексных и сквозных бригад, обслуживающих ГПС на основе коллективного подряда с оплатой труда по выпуску конечной продукции. Левая часть ограничения по использованию оборудования — коэффициент Ka(X) определяется для каждого варианта норм численности работников по формуле: v /и ч _ Тнп(Нч) Аа(нч) f > (7.3.1.7) пл где 7,нп(Нч) — длительность нормированных перерывов в работе оборудования в зависимости от принятого варианта численности работников, формы разделения и кооперации труда, регламента обслуживания оборудования, режима труда и отдыха. Расчет норм труда в ГПС производится в таком порядке (рис. 7.3.1.1): находится коэффициент использования оборудования по времени автоматической работы, необходимый для выполнения производственной программы (К")\ определяются нормативные коэффициенты занятости работников каждой группы; исходя из соответствующих нормативов рассчитывается предварительный вариант трудоемкости работ каждого вида Ti и норм численности для каждой группы работников. Этот вариант численности соответствует принятому базовому (начальному) варианту разделения труда и регламента обслуживания ГПС; определяются коэффициенты загрузки работников каждой группы Аз(Нч), соответствующие принятому варианту норм численности; устанавливается коэффициент времени автоматической работы Аа(Нч), соответствующий принятому варианту норм численности; величины коэффициентов ЯДН^ и Ад(Нч) сравниваются с их заданными значениями К" и К". Если необходимые соотношения соблюдены, то переход к блоку 7, если нет, то возврат к блоку 3, означающий анализ других вариантов разделения труда и регламента обслуживания оборудования, обеспечивающих выполнение условий по допустимой загрузке рабочих и плановому уровню использования оборудования; для вариантов норм численности, удовлетворяющих условиям блока 6, определяется сумма затрат на работников всех групп (при заданном составе оборудования). В качестве оптимального выбирается вариант, соответствующий минимуму суммарных затрат. Каждому из сравниваемых вариантов соответствует определенное закрепление функций по обслуживанию J£n — _к а F.N Т т _ J 1 ОЛИ 3 J , т Ч ■=-!- V г fpi и... н — ** дк К» МЖ.
ПЛ
Рмс. 7.3.1.1. Блок-схема проектирования трудовых процессов в ГПС оборудования за работниками различных профессий и уровней квалификации; для варианта норм численности, признанного оптимальным, по формуле (7.3.1.3) находятся величины норм длительности выполнения технологических операций по каждой детали; исходя из норм численности и длительности по формуле (7.3.1.6) устанавливаются нормы трудоемкости (времени) для каждой детали, каждой группы работников и в целом для бригады.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гибкие производственные системы (ГПС)» з дисципліни «Організація, нормування та оплата праці на промислових підприємствах»