Является ли полная занятость эффективной? Какими показателями она определяется? Полная занятость может иметь место и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню работающих. Тогда и работники, и государство будут нести как экономические, так и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие их нормальное существование. Государство и общество будут недополучать ресурсы в бюджет, в социальные фонды. Поэтому возникает проблема эффективности занятости, или эффективной занятости. По данному вопросу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Такое определение эффективной занятости вполне приемлемо, оно предполагает всестороннее развитие человека. Однако, используя такое широкое определение, невозможно измерить эффективную занятость с помощью одного показателя, но вполне можно дать количественную характеристику через систему показателей*. Какие это показатели? ________________________ * Одна из таких систем предложена в учебнике «Экономика труда и социально-экономические отношения». Учебник. Изд-во «Черо». Изд-во Московского университета, 1996. На наш взгляд она не полная.
Первым показателем в этой системе можно назвать уровень занятости населения профессиональным трудом. Коэффициент занятости населения профессиональным трудом можно определить как частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения (в процентах). Этот коэффициент показывает зависимость занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения. Этот коэффициент дает одну из характеристик благосостояния общества. Пример расчета. В 1997 г. численность занятого населения составила 65,4 млн. человек, общая численность населения – 147,5 млн. человек.
Доля трудоспособного населения в этом году составляла 57%. В 1992 г. коэффициент занятости был равен почти 50% (в 1990 г. – 50,8%). Следовательно, произошло снижение уровня занятости более чем на 5 процентных пунктов. Сегодня можно считать, что в России нет сверхвысокой занятости. В США данный коэффициент выше: в 1989 г. он составлял 62%*. ________________________ * См. Долан Э.Дж. Макроэкономика. СПб.: АО «С.-Петербург-Оркестр», 1994. С. 10.
Второй показатель – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Этот показатель тесно связан с динамикой трудоспособного населения в зависимости от изменения демографических и социально-экономических факторов. Уровень занятости трудоспособного населения с экономической точки зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой – потребность населения в рабочих местах. Он рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения (трудовых ресурсов). В 1997 г. уровень занятости трудоспособного населения составил немногим более 77%. О прогрессивности изменения этого показателя нужно судить с учетом исходного уровня занятости и роста производительности труда. При этом высокая занятость не означает высокую эффективность, если не обеспечивает роста производительности труда. Третий показатель – это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. После расчета коэффициента занятости профессиональным трудом аналогичным образом можно определить коэффициенты занятости учебой и другими видами общественно полезной деятельности, чтобы установить необходимые пропорции. Прогрессивность изменения данных пропорций следует оценивать с учетом общественной производительности труда и уровня занятости (сверхвысокая или низкая) в предшествующий период, а также с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости, чем выше уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, и тем выше доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве. Четвертый показатель – рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель нередко называют рациональной занятостью. Он имеет самостоятельное значение. Рациональная занятость представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. При неудовлетворительном распределении рабочей силы на стыках между звеньями производства, отраслями и секторами возникают противоречия, потери. При рациональной занятости можно избежать или сократить значительные «стыковочные» потери и иметь дополнительный результат, т.е. рационально использовать рабочую силу. Вместе с тем это означает и повышение эффективности занятости. В условиях перехода от централизованной системы к рыночной, когда государство уже перестало управлять экономикой, а рыночный механизм еще не заработал, потери от нерационального распределения трудовых ресурсов особенно велики. Это наглядно видно по значительному сокращению занятости в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс и, прежде всего, по отрасли «Наука и научное обслуживание». Занятость в этой отрасли в 1995 г. была в 1,7 раза меньше, чем в 1990 г. В 1997 г. по сравнению с 1995 г. она сократилась еще на 160 тыс. человек. Среди занятых по секторам экономики больше работающих было в сфере материального производства и меньше в сфере услуг, тогда как в развитых странах эта пропорция была обратной. Так, в США в середине 90-х годов в сфере услуг работало 75% всех занятых. Здесь было сконцентрировано более 80% всех работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации. В этой сфере производится до 80% валового внутреннего продукта США*. ________________________ * См. США: экономика, политика, идеология. 1996, № 7. С. 35.
Пятый показатель связан с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих. Данный показатель позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько система подготовки кадров соответствует потребности экономики в них. При выявлении несоответствия следует разработать систему мер по стимулированию сбалансированности структуры рабочих мест и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. Главное внимание должно быть уделено подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала на предприятиях и в учебных заведениях всех уровней. Если сравнить профессионально-квалификационную структуру работающего населения России с аналогичной структурой США, то можно увидеть, что в Российской Федерации доля занятых физическим трудом, а в нем доля неквалифицированной работы выше (соответственно 68 и 45%; 26 и 10%). Среди специалистов с высшим и средним образованием в Российской Федерации доминируют кадры технического профиля и меньше удельный вес специалистов по гуманитарным и естественным специальностям. В США доля последних специалистов выше, чем в РФ. В первой половине 90-х годов в Российской Федерации снизилась квалификация работающего населения в связи с резким сокращением подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и снижением числа обученных специалистов в системе государственного образования. Кроме того, значительная часть наиболее квалифицированных специалистов, прежде всего молодых, ушла из науки, промышленности в сферу торгово-посреднической деятельности, на менее квалифицированную работу, а часть из них эмигрировала за границу («утечка мозгов»). Во второй половине 90-х годов падение прекратилось, наметилась тенденция к росту подготовки кадров, как в учебных заведениях, так и на предприятиях ряда отраслей. Причем структура обучающихся меняется в сторону увеличения подготовки специалистов в области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента, экономики, других специальностей гуманитарного профиля, а также по специальностям непроизводственного профиля. Эти профессии пользуются повышенным спросом на рынке труда. Наконец, об эффективности занятости можно судить по такому показателю, как норма безработицы. В настоящее время в западной экономической литературе популярной является точка зрения о том, что полная и эффективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы – это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровни реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда. На практике она исчисляется суммированием текучей (фрикционной) и структурной безработицы. Последняя связана с высвобождением работников в результате структурной перестройки экономики под влиянием научно-технического прогресса. Например, для США такой нормой сегодня является уровень безработицы в 5,5– 6,0%. Некоторые предлагают для определения полной и эффективной занятости в России использовать норму естественной безработицы, которая в западных странах равна 5–6%. В России в 90-х годах трудно рассчитать такую норму, поскольку незавершена структурная перестройка, неточны или отсутствуют статистические данные по производительности труда. Упрощенный вариант позволяет считать норму естественной безработицы по ее уровню в условиях неускоряющейся инфляции. Россия пока не добилась стабильного и низкого уровня (2– 4% в год) роста инфляции. Кроме того, проблема усложняется наличием высокой скрытой безработицы (занятых неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.д.). Поэтому судить об эффективности занятости по норме естественной безработицы в России пока нельзя. Таким образом, получить более или менее точное представление об эффективной занятости можно, только используя систему показателей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эффективная занятость» з дисципліни «Ринок праці та доходи населення»