Обычно для охраны природных объектов и территорий, ценность которых признана, устанавливаются специальные, щадящие или вовсе исключающие какую либо хозяйственную деятельность, ре жимы использования земель. В нашей стране земельным законода тельством выделена отдельная категория земель, позволяющая при давать территориям с ценными природными комплексами особый правовой статус в зависимости от выполняемых ими социальных и экосистемных функций. Данная категория земель носит название — земли особо охраняемых территорий. К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся: 1) земли особо охраняемых при родных территорий, 2) земли природоохранного, 3) рекреационного и 4) историко культурного назначения. Под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты реше ниями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В зависимости от выпол няемых функций, особенностей режима особо охраняемых природ ных территорий и статуса находящихся на них природоохранных уч реждений выделяют следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе био сферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно оздоровительные местности и курорты. К землям природоохранного назначения относятся земельные уча стки водоохранных зон рек и водоемов; запретных и нерестоохран ных полос; лесов, выполняющих защитные функции; противоэрози онных, пастбищезащитных и полезащитных лесонасаждений; иные земельные участки, выполняющие природоохранные функции. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназ наченные и используемые для организации отдыха, туризма, физ 553
культурно оздоровительной и спортивной деятельности населения, например земельные участки, занятые домами отдыха, пансионата ми, кемпингами, парками, лесопарками и другими подобными объ ектами. Для защиты особо охраняемых природных территорий от небла гоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятель ности. Цели оценки ценных природных территорий Как видно из приведенного списка земель, которые можно отнес ти к особо охраняемым территориям их перечень может быть доста точно значительным. В России площадь только особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники) достигает почти 5 процентов от общей площади страны. Кроме территорий, официаль но признанных ценными, то есть получившими статус особо охра няемых, в России сохранилось большое количество земель с ненару шенными или малонарушенными экосистемами, обеспечивающими сохранение ассимиляционного потенциала (способности окружаю щей среды к самовосстановлению и очищению) в планетарном масштабе. В экономическом плане данные территории являются перспективными объектами для привлечения инвестиций в туристи ческий бизнес, и как показывает практика последних лет, являются точками инвестиционного роста в депрессивных регионах. Инвести ции привлекаются в развитие туризма на территориях, прилегающих к уникальным природным объектам, типа Байкала, территориям с красивыми, нетронутыми ландшафтами и особенными условиями для отдыха, например горнолыжного или охотничьего туризма. В ос новном эти точки формируются около заповедников, национальных парков. В городах такие территории в основном представлены парками и лесопарками, которые создают особые, улучшенные условия для проживания горожан. Процесс управления данными территориями сопряжен с решени ем множества проблем, главным образом лежащих в сфере регулиро вания землепользования, природопользования, выработки стратегии и концепций развития территорий, выработки экономических инст рументов охраны природы и повышения эффективности использо вания земли. 554
Большая часть перечисленных территорий непосредственным об разом сопряжена с проведением экономической оценки данных тер риторий, а вернее определения всех выгод, которые вытекают из со хранения ценного биологического потенциала и возможных потерь, возникающих с их разрушением. К наиболее распространенным методам регулирования природо пользования, в основе которых лежит оценка стоимости природных ресурсов, включая и экосистемные ресурсы, относятся: ! экономическая оценка воздействия проектов на окружающую среду и экологическая экспертиза (сравнение всех плюсов и минусов от реализации проекта с учетом внешних издержек); ! экономическое обоснование принятия решений в сфере пла нирования землепользования; ! введение платы за использование природных ресурсов; ! введение платы за посещение определенных территорий; ! оценка вреда и возмещение ущерба; ! определение величины различного рода компенсационных платежей, связанных с ущербом, изменением целевого назна чения и изъятия природных ресурсов; ! определение ставок страхового возмещения при проведении экологического страхования; ! расчет величины налоговых и арендных платежей за земли, имеющие важное экологическое и рекреационное значение; ! учет ресурсной компоненты в структуре национального богат ства страны; ! оценка эффективности инвестиций в коммерческие и приро доохранные проекты. Реализация перечисленных методов регулирования природо пользования требует методического и методологического обеспече ния, позволяющего решать прикладные задачи, связанные с опреде лением хозяйственной и экологической ценности природных ресур сов подобного типа. Однако вопросы стоимостной оценки таких земель остаются до настоящего времени самыми неотработанными и проблематичными не только у нас в стране, но в странах с развитыми рыночными отно шениями. Это объясняется, в первую очередь, сложностью учета множества функций, которые они выполняют и их социальной зна чимостью, обусловленной полезностью для общества в целом, а не конкретного индивидуума в отдельности. Еще одной весомой при чиной, затрудняющей использование традиционных методов оцен 555
ки, является неисключительность и неконкурентность, продуцируе мых данными территориями благ и, как следствие, отсутствие их от крытых рынков, а также установление тех или иных ограничений в их использовании или прямом запрете оборота земель с особым при родоохранным статусом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особо охраняемые территории» з дисципліни «Оцінка вартості нерухомості»