Оценка затрат на охрану и восстановление окружающей среды
Затраты по охране окружающей среды могут включать следующие виды расходов: ! первоначальные капитальные вложения в мероприятия по ох ране окружающей среды; ! дополнительные капитальные вложения, мероприятия по ох ране окружающей среды; ! эксплуатационные расходы; ! затраты на страхование от прогнозируемых вредных воздейст вий горного производства; ! различного рода компенсационные платежи в возмещение причиняемого экологического ущерба. Первоначальные капитальные вложения в мероприятия по охра не окружающей среды могут включать ! затраты на лесовосстановление; ! затраты на водоотведение и охрану водных объектов; ! затраты на охрану воздушного бассейна; ! затраты на рекультивацию земель и другие затраты. Последовательность оценки стоимости месторождений полезных ископаемых Оценка осуществляется в следующем порядке. На первом этапе: В разведанных месторождениях выделяются части, приблизи тельно одинаковые по горно геологическим параметрам и техни ко экономическим показателям. На основе действующих инструкций и нормативных документов определяются варианты оконтуривания запасов. Выполняется анализ экономико географических условий распо ложения участка недр. Выбираются варианты подсчета запасов месторождения с учетом его природных особенностей. Выбираются технологии разработки месторождения и технология переработки (обогащения) полезного ископаемого. На втором этапе: Осуществляется повариантный расчет технико экономических показателей оценки месторождения. По каждому варианту определяется величина извлекаемых запа сов в пересчете на конечную продукцию, срок отработки запасов, показатели эксплуатационных и капитальных затрат. Проводится расчет стоимости по каждому варианту. 547
На третьем этапе: Выбирается рациональный вариант эксплуатации месторождения и осуществляется подготовка технико экономического обоснования (ТЭО) проекта и его утверждение. При необходимости (в случае не достаточной эффективности выбранного варианта эксплуатации месторождения) может осуществляться уточнение технико эконо мических решений и рассчитываться показатели сравнительной эф фективности. Расчет стоимостной оценки месторождения осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации органи зациями с подготовкой ими отчета. Отчет о стоимостной оценке запасов полезных ископаемых дол жен содержать все данные, позволяющие провести экспертизу рас чета. Рекомендуется следующая общая структура отчета: 1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Резюме, содержащее общие результаты оценки, сведения об организации, проводившей оценку. 4. Паспорт оценки. 5. Общие сведения об участке недр. 6. Технологические показатели разработки месторождения и уча стков недр. 7. Расчет показателей затрат на освоение участков недр. 8. Расчет показателей стоимостной оценки. Материалы отчета стоимостной оценки запасов полезных иско паемых должны включать: 1. Общие сведения об участке недр, где дается описание: " географического положения участка недр, включая его рас положение относительно других лицензионных участков; " природно климатических условий (рельеф местности, сейс мичность, колебания температуры воздуха, осадки, направ ления ветров, наличие вечной мерзлоты, и пр.); " степень освоенности территории (ближайшие населенные пункты, наличие судоходства, железных и автомобильных дорог, взлетно посадочных полос, удаленность от трубопро водов, развитие производства и пр.). 2. Геологическая характеристика участка недр должна содержать описание геологического строения участка и обоснование выделе ния отдельных объектов оценки, анализ коллекторских свойств каж 548
дого из объектов, подсчет ресурсов и запасов полезных ископаемых по категориям, прогноз извлекаемых запасов промышленных кате горий. 3. Технологические показатели разработки месторождений и уча стков недр включают описания промысловых параметров каждого из выделенных объектов оценки, возможные технологические вариан ты разработки, прогнозные показатели добычи основной и попутной продукции. Проблемы оценки прав на недропользование В настоящее время у ряда оценщиков бытует неверное представ ление о расчете стоимости месторождений полезных ископаемых или участков недр. Предполагается, что разовый платеж, так назы ваемый «бонус подписи», отражает стоимость месторождения, а при обретенное право на пользование участком недр, оформленное в ви де лицензии, можно передать в пользование или продать. Однако суть вопроса состоит в следующем. 1. Пользователи недр, получившие право на пользование недра ми, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при на ступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Это мо жет быть как разовый платеж за право приобретения лицензии (бо нус подписи), так и разовые платежи на начало разработки месторождения, на период пика добычи и др. При этом минималь ные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины сум мы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодо вую проектную мощность добывающей организации. Окончатель ные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавли ваются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. То есть, разовый платеж не отра жает стоимость месторождения. 2. Право пользования участками недр переходит к другому субъ екту предпринимательской деятельности в следующих случаях: ! реорганизация юридического лица — пользователя недр путем его преобразования — изменения его организационно право вой формы; ! реорганизация юридического лица пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слия ния его с другим юридическим лицом в соответствии с законо дательством Российской Федерации; 549
! прекращение деятельности юридического лица пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федера ции при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведе ния работ; ! реорганизация юридического лица пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федера ции, если вновь созданное юридическое лицо намерено про должать деятельность в соответствии с лицензией на пользова ние участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр; ! юридическое лицо пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения де ятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо получило имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также име ются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица — пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины ус тавного капитала нового юридического лица; ! приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несосто ятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комп лекса) предприятия банкрота (пользователя недр) при усло вии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Рос сийской Федерации, отвечает квалификационным требовани ям, предъявляемым к недропользователю законодательством о недрах Российской Федерации. При переходе права пользования участком недр лицензия на поль зование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае ус
550
ловия пользования участком недр, установленные прежней лицензи ей, пересмотру не подлежат. Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть пере дано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, уста новленной гражданским законодательством, за исключением случа ев, предусмотренных Федеральным законом о недрах или иными федеральными законами. Также не может быть передана третьим лицам, в том числе в поль зование, лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке. Таким образом, законодательством о недропользовании не уста новлена возможность прямой передачи лицензии, как допускается Гражданским кодексом, в виде залога, передачи имущественных прав или продажи месторождения. Однако, как показывает опыт других стран, развитие рыночных отношений отечественном секторе недропользования делает необхо димой узаконивание оборота прав пользования недрами и, соответ ственно, оценки стоимости месторождения как атрибута граждан ско правовых отношений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Оценка затрат на охрану и восстановление окружающей среды» з дисципліни «Оцінка вартості нерухомості»