С проблемой оформления самовольного строения в настоящее время сталкиваются как граждане, так и юридические лица. Для оформления самовольного строительства действующее законодательство предъявляет определенные требования. Разрешения на строительство выдаются на основании и в порядке, которые предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. Обращаясь к данной норме Закона, первоначальным документом, оформляемым до начала строительства, является проектная документация, которая разрабатывается специально уполномоченными на то учреждениями. Обращаясь к Градостроительному кодексу РФ, необходимо отметить, что не только строительство, но и реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основании проектной документации. Само по себе разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, в соответствии с которыми у застройщика появляется право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Таким образом, разрешение на строительство представляет собой единственное законное основание для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта. Соответственно любое строительство, реконструкция, капитальный ремонт, которые будут произведены без получения разрешения, представляют собой самовольное строительство, то есть устанавливают факт самовольной постройки. Градостроительное законодательство выделяет земельные участки, на которые распространяется градостроительный регламент, и соответственно земельные участки, на которые не распространяется градостроительный регламент. Разрешение на строительство, которое будет проходить на земельном участке, на который распространяется градостроительный регламент, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений; 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий; 3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях; 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; 3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов; 4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов. Разрешение же на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Перечень таких земельных участков установлен в статье 36 Градостроительного кодекса РФ, к ним относятся: - земли лесного фонда; - земли водного фонда; - земли, покрытые поверхностными водами; - земли запаса; - земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов); - земли сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, - а также земельные участки, расположенные в границах особых экономических зон. Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. Таким образом, законодательством четко определена процедура выдачи разрешений на строительство и разграничены полномочия органов различных уровней власти по выдаче разрешений на строительство. Следует отметить, что разрешение на строительство для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, выдается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Перечень таких объектов определен статьей 49 Земельного кодекса РФ, к ним относятся: - объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; - объекты использования атомной энергии; - объекты обороны и безопасности; - объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; - объекты, обеспечивающие космическую деятельность; - объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; - объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; - автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов. Градостроительный кодекс РФ установил исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. Итак, к таким документам относятся: 1) заявление о выдаче разрешения на строительство; 2) правоустанавливающие документы на земельный участок; 3) градостроительный план земельного участка; 4) материалы, содержащиеся в проектной документации, а именно: - пояснительная записка; - схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; - схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; - схемы, отображающие архитектурные решения; - сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; - проект организации строительства объекта капитального строительства; - проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; 6) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение); 7) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. Строительство объекта индивидуального жилищного строительства имеет свои особенности. Так, для получения разрешения на такой объект при подготовке схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта необходимо исходить из требований градостроительного плана земельного участка, а до утверждения формы градостроительного плана земельного участка Правительством РФ - руководствоваться действующими градостроительными и строительными нормами и правилами. Кроме того, при этом получения архитектурно-планировочного задания и подготовки проектной документации не требуется. Необходимо отметить, что Градостроительный кодекс РФ не устанавливает особых требований к оформлению схемы планировочной организации земельного участка. Она может подготавливаться в произвольной форме, но она должна быть выполнена в масштабе, позволяющем определить место размещения объекта, соблюдение красных линий, линий отступа от границ земельного участка и т.д. Следующим этапом после сбора всех необходимых документов для получения разрешения на строительство является фактическое обращение в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В свою очередь, уполномоченные органы исполнительной власти в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство должны: 1) провести проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдать разрешение на строительство или отказывать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Следует отметить, что выдача разрешений на строительство производиться не только на самостоятельный объект строительства, но и на отдельные этапы строительства, реконструкции. В данном случае под этапами строительства, реконструкции следует понимать достаточно широкий круг работ, в которые могут входить подготовительные работы (например, связанные со сносом сооружения для нового строительства или демонтаж отдельных конструкций при реконструкции, земляные работы по устройству котлованов, устройство фундаментов, строительство отдельных блоков объекта и т.д.). Таким образом, получение разрешения на выполнение отдельных этапов строительства, реконструкции должно осуществляться по процедуре, предусмотренной для получения разрешения на объект основного строительства. Следовательно, разрешение на выполнение отдельных этапов строительства, реконструкции производиться на общих основаниях. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Так, в связи с тем, что для индивидуального жилищного строительства не разрабатывается проектная документация, следовательно и проект организации строительства, то срок действия разрешения на строительство в таких случаях составляет 10 лет. Кроме того, действие разрешения на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика. При этом в целях пресечения возможных злоупотреблений со стороны застройщика в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении такого срока (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения). Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется. С 1 января 2010 года установлен запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки. Запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки не будет распространяться, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливается градостроительные регламенты, и иные, предусмотренные федеральными законами случаи. Особое внимание необходимо уделить случаям, когда в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не требуется разрешения на строительство. Так, разрешение на строительство получать не требуется в случаях: - строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; - строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); - строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; - изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; - в иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. При получении разрешения на строительство застройщик в течение десяти дней обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности следующие сведения: - о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства; - о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий; - по одному экземпляру копий разделов проектной документации или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке. Таким образом, если лицом, производящим строительство, не соблюдена процедура получения разрешения на строительство, постройка, осуществленная без соответствующих документов, будет признаваться самовольной. Градостроительное законодательство устанавливает, что для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено выполнение инженерных изысканий, которое осуществляется на основании заявки застройщика или заказчика. При проведении инженерных изысканий учитывается вид и назначение объектов капитального строительства, их конструктивные особенности, техническая сложность и потенциальная опасность, стадия архитектурно-строительного проектирования, а также сложность топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степень изученности указанных условий. При проведении данных работ осуществляется государственная экспертиза соблюдения норм и ГОСТов при строительстве. Кроме того, помимо государственной экспертизы, заказчик или застройщик может на основании договора, заключенного с аккредитованной специализированной организацией, проводить и негосударственную экспертизу. Еще одним необходимым документом, который оформляет застройщик, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Данный документ удостоверяет: - выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство; - соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Значение разрешения на ввод в эксплуатацию достаточно велико, так как на основании этого документа производится постановка на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Порядок оформления разрешения на строительство» з дисципліни «Самовільна забудова. Визнання права власності»