Некоторые развитые страны ввели правовые нормы по регулированию макси- мального и минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения. Юридические ограничения на минимальный размер землевладения вводились в ряде промышленно развитых стран с целью проведения структур- ных преобразований и предотвращения раздробления земли, приводящего к фор- мированию экономически нежизнеспособных хозяйств. В США и Канаде запрещены сделки, приводящие к раздроблению земельного участка, однако законодательно не определен его минимальный размер. Во Франции ограничения максимальных размеров землевладения применяют для осуществления политики создания и сохранения семейных хозяйств. Мини- мальный размер хозяйств также регулируется земельным законодательством Франции и определяется как «площадь хозяйства, обеспечивающая полную за- нятость двум работникам при условии рационального управления...». Общена- циональный показатель устанавливают раз в 5 лет, и в настоящее время он со- ставляет 25 га. На уровне провинций минимальный размер хозяйства может быть изменен в зависимости от региональных особенностей и возделываемых куль- тур, но не ниже 30% от национального. Законодательство не определяет верхнего предела для увеличения хозяйства. Однако если фермер намерен значительно расширить свое хозяйство (в 2-4 раза больше национального показателя) путем покупки соседних участков, он обязан обратиться за получением официального разрешения, причем предпочтение отдают квалифицированному фермеру, для которого сельское хозяйство является главным источником дохода по сравнению с другими фермерами или юридическими лицами. Федеральное аграрное законодательство Швейцарии устанавливает максималь- ные и минимальные размеры хозяйства. В частности, хозяйство должно обеспе- чить занятость как минимум 0,75 чел/год (2100 рабочих часов в год), а максималь- но - обеспечить достаточный доход 2,5 — 3 сельскохозяйственным работникам. Операции с сельскохозяйственной землей могут быть запрещены, если в результа- те будет создано хозяйство, по размеру превышающее установленные пределы. В Новой Зеландии в начале периода европейской колонизации сформировались крупные землевладения с использованием наемной рабочей силы. В последующий период государственная политика в большей степени была ориентирована на фор- отношений Глава 4 мирование семейных фермерских хозяйств. Соответственно, нормы законодатель- ства этой страны направлены на предотвращение неоправданного укрупнения сель- скохозяйственных угодий, и для совершения сделок по покупке или аренде более 2 га сельскохозяйственных земель требуется официальное разрешение. Норвежский Закон о земле направлен на содействие эффективному землеполь- зованию с учетом интересов общества и сельскохозяйственных производителей. В соответствии с этим законом на совершение сделок с сельскохозяйственными землями, приводящих к раздроблению хозяйства, требуется официальное разре- шение, в котором может быть отказано, если соответствующий уполномочен- ный орган управления признает, что сделка негативно повлияет на экономичес- кую жизнеспособность хозяйства. Стремление обеспечить наиболее экономичный размер хозяйства и способ- ствовать консолидации земель получило соответствующее отражение в Законе об обороте земельных участков Германии. Так, в разрешении на совершении сдел- ки с сельскохозяйственными угодьями может быть отказано, если в результате отчуждения земельный участок или несколько земельных участков, взаимосвя- занных в пространственном или хозяйственном отношении, были бы неэконо- мично уменьшены или разделены. Другими правовыми нормами установлено, что проведение операций с сельскохозяйственными землями может быть запре- щено, если в результате формируется нерациональная структура землепользова- ния, самостоятельное сельскохозяйственное предприятие теряет жизнеспособ- ность или сельскохозяйственный земельный участок становится меньше одного гектара, лесохозяйственный земельный участок становится меньше 1/3 гектара, если только не гарантировано его надлежащее использование по назначению. Федеральные земли имеют право определять размеры земельных участков, для продажи которых не требуется разрешение органов федеральной власти. Они в преобладающем большинстве воспользовались этим правом и определили раз- личные максимальные размеры для продажи земель без разрешения (от 0,1 га в Баден-Вюртемберге до 2 га в Шлезвиге-Гольштейне). Также не требуется разре- шения на продажу, когда Федерация либо федеральные земли являются одной из договаривающихся сторон или продажа предназначена в целях строительства. Во всех остальных случаях необходимо получить разрешение. Закон об аренде зем- ли предполагает контроль за арендными отношениями со стороны соответству- ющих органов власти федеральных земель, которые правомочны устанавливать ограничения размеров арендуемых участков (они колеблются от 0,1 га в феде- ральной земле Баден-Вюртемберг до 2 га в федеральной земле Рейнелд-Пфальц). Гражданский кодекс Италии предусматривает обязательства частных лиц ог- раничить делимость сельскохозяйственных угодий, устанавливая запрет дробить землю на участки, по размеру меньше минимальной площади, обеспечивающей жизнеспособное хозяйство. Однако существующее законодательство не предус- матривает особых принципов и процедуры установления минимального разме- ра земли. Законодательство просто определяет минимальный размер земли 486 418* 487 Раздел VIII. Зарубежный опыт государственного регулирования земельно-имущественных отношений Глава 2 Основные ограничения для операций по купле-продаже сельскохозяйственных земель Таблица 1 Страны Виды ограничений США Ограничения для юридических лиц приобретать сельскохозяйственные земли в ряде штатов, дифференцированное налогообложение при сделках с сельскохозяйственными угодьями Япония Ограничения для юридических лиц приобретать сельскохозяйственные земли, ограничения на изменение целевого использования земельных участков, квалификационные требования к сельхозпроизводителям при покупке сельскохозяйственных земель, дифференцированное налогообложение при сделках с сельскохозяйственными угодьями Дания Ограничения для юридических лиц приобретать сельскохозяйственные земли, жесткие квалификационные требования к фермерам при покупке сельскохозяйственных земель, ограничения на изменение целевого использования земельных участков, регулирование размера хозяйства с целью избежать чрезмерной фрагментации Норвегия Ограничения на изменение целевого использования земельных участков, жесткие квалификационные требования к фермерам при покупке сельскохозяйственных земель, требование получения официального разрешения на совершение сделок с целью избежать чрезмерной фрагментации земли Канада Требование получения официального разрешения на совершение сделок с целью избежать чрезмерной фрагментации земли Германия Требование получения официального разрешения на совершение сделок с целью избежать чрезмерной фрагментации земли Франция Ограничения на изменение целевого использования земельных участков, квалификационные требования к фермерам при покупке сельскохозяйственных земель, дифференцированное налогообложение при сделках с сельскохозяйственными угодьями, требование получения официального разрешения с целью регулировать размер земель Италия Требование получения официального разрешения на совершение сделок с целью избежать чрезмерной фрагментации земли Швейцария Установление максимального и минимального размера для сельскохозяйственных земель Новая Зеландия Требования официального разрешения на совершение сделок с целью избежать чрезмерной концентрации сельскохозяйственных угодий 420 как площадь, необходимую и достаточную одной семье для сельскохозяйствен- ной обработки с использованием хорошей агротехники. Требования к минималь- ному размеру землевладения были отменены, за исключением провинции Боль- цано. Аналогичные ограничения на разделение хозяйств исходя из принципа эко- номической жизнеспособности, применяют в Испании и Португалии. Для совершенствования структуры землевладения законодательство Дании устанавливает приоритетные права на покупку земельного участка фермером, если в результате размер его хозяйства превысит 70 га. В случае разделения хозяйства (например, при наследовании) требуется официальное разрешение, которое мо- жет быть выдано, если вновь создаваемые хозяйства могут быть экономически жизнеспособными. В таб.1 приведены основные ограничения при купле-продаже сельскохозяй- ственных земельных участков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ограничения на размер земельных участков» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»