Рациональное использование земель предполагает воспроизводство и охрану продуктивных и иных полезных свойств земли, наиболее полный учет природ- ных и экономических условий и свойств конкретных земельных участков, дости- жение высокой эффективности хозяйственной и иной деятельности на земле, при оптимальном сочетании общественных, коллективных и личных интересов. Под охраной земель понимают комплекс организационно-хозяйственных, агрономи- ческих, технических, мелиоративных, экономических, правовых и других мероп- риятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также необоснованного их изъятия из сельскохозяйственного и другого использования. При проведении государственного контроля за рациональным использовани- ем и охраной земель, соблюдением земельного законодательства в этой области, необходимо учитывать результаты мониторинга земель. В соответствии с Земель- ным кодексом РФ такой контроль за организациями (независимо от их органи- зационно-правовых форм и форм собственности), их руководителями, должнос- тными лицами, а также гражданами осуществляют специально уполномоченные государственные органы в порядке, установленном Правительством РФ. Контроль за использованием земель на территории муниципального образо- вания проводят органы местного самоуправления или уполномоченными ими органы в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправ- ления. Общественный земельный контроль выполняют органы территориально- го общественного самоуправления и другие общественные организации (объе- динения). Граждане контролируют соблюдение установленного порядка подго- товки и принятия исполнительными органами государственной власти и мест- ного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граж- дан и юридических лиц, а также соблюдение требований использования и охра- ны земель (ст. 29 Земельного Кодекса РФ). Производственный земельный конт- роль осуществляют собственники, землепользователи, землевладельцы, аренда- торы земельных участков в процессе хозяйственной деятельности. Лицо, исполь- зующее земельный участок, обязано предоставить установленные Правительством РФ сведения об организации производственного земельного контроля в специ- ально уполномоченный орган государственного земельного контроля. Раздел III. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных ресурсов ] В соответствии с Земельным кодексом РФ, виновные в совершении земель- ных правонарушений лица несут административную или уголовную ответствен- ность. Привлечение виновного в совершении земельных правонарушений лица к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обя- занности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить при- чиненный ущерб. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земель- ных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за про- ектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих нега- тивное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными во- дами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муници- пальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав ад- министраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми акта- ми Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами ее субъектов. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме ущерб, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Основные функции Государственного контроля за рациональным использованием деградированных почв и земель и их охраной включают: • выявление и учет площадей деградированных почв и земель применительно к каждому виду и степени деградации по специальным формам земельно-ка- «1 * дастровой документации на всех территориальных уровнях - от отдельных зем- лепользовании до страны в целом; • выявление тенденций и темпов изменений в пространстве и времени площа- 1,1 дей деградированных почв и земель применительно к каждому виду деграда- * ции и на всех территориальных уровнях; i!; • оценка изменений уровня плодородия деградированных почв и земель по срав- нению с условно не деградированными с учетом региональных почвенно-эко- логических особенностей территорий, применительно к видам угодий, а на пашне - с учетом наборов возделываемых сельскохозяйственных культур. Государственный учет деградированных почв и земель должны проводить на государственном (федерация и ее субъекты) и местном (административные рай- оны, землепользования) уровнях. Площади деградированных почв и земель раз- личных видов и различной степени деградации отражают в специальных формах учета земель. На федеральном уровне такие площади учитывают для страны в целом и для субъектов РФ, где их учитывают в целом и для административных районов. На местном уровне площади учитывают для административных райо- нов в целом и для землепользовании, входящих в их состав. Площади деградиро- ванных почв и земель учитывают раздельно для сельскохозяйственных угодий: Глава 1 пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ, залежей, лесных угодий, оленьих пастбищ, территорий городов и других населенных пунктов. Учет площадей деградированных почв и земель проводят на основе имеющих- ся картографических и других материалов. При повторных почвенных обследо- ваниях (корректировках почвенных карт) устанавливают изменения в площадях деградированных почв и земель. При этом могут быть выявлены объективные и субъективные причины роста площадей деградированных почв и земель, являю- щиеся следствием нерационального их использования землепользователями. Выявление негативных тенденций в изменении эколого-хозяйственного состо- яния почв и земель, выработка достоверных текущих и долгосрочных прогнозов ухудшения их качества и обеспечение на основе этой информации принятия эк- стренных мер по регулированию неблагоприятных процессов, эффективному уп- равлению земельным фондом возможно лишь на базе всестороннего анализа ре- зультатов систематических, регулярно обновляемых данных о количественном и качественном состоянии почв и земель. Такую информацию получают (наряду с массовыми повторными обследованиями и корректировкой карт) в рамках мо- ниторинга земель. Рациональное и эффективное использование и охрана деградированных почв и земель должны предусматривать обширный комплекс мероприятий, среди которых следует выделить, во-первых, использование земель с макси- мально возможным учетом ландшафтно-экологических условий территорий. Это направление включает оптимизацию соотношений между сельскохозяй- ственными и другими угодьями, различными видами сельскохозяйственных угодий и различными родами и видами сельскохозяйственных растений( то есть структуру посевных площадей), подбор оптимальных для данных усло- вий сортов культур и установление оптимальных сроков сева и других агро- технических мероприятий, а также ряд других мер. Во-вторых, необходимо предусматривать конкретное воздействие на деградированные почвы и земли с целью их улучшения или, по крайней мере, ослабление темпов деградации. Это направление включает комплексы мер по борьбе с эрозией почв, их со- лонцеватостью, засолением, переувлажнением, избыточной кислотностью; обогащение почв элементами питания растений и ряд других аналогичных мер. Для более рационального и эффективного использования и охраны дегради- рованных почв и земель зачастую необходимо их изъять из данного вида уго- дий и перевести их в другой вид. Совокупность экологических условий является важнейшим фактором, обес- печивающим возможность использования территории под те или иные угодья. Требования, предъявляемые разными видами угодий весьма различны. Так, сре- ди сельскохозяйственных угодий наиболее высокие требования к экологическим условиям в равной мере предъявляют многолетние насаждения и пашня, и по- этому большинство пригодных под пашню участков можно использовать под многолетние насаждения, и наоборот. г 165 185 г Раздел 111. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных ресурсов Объективный и полный учет природоохранных требований является важ- нейшим принципом определения земельных участков для использования под различные типы угодий. Сточки зрения охраны земель препятствием для этого являются: • существующая или ожидаемая в перспективе утрата земельным участком ряда ч свойств, определяющих возможность неполного использования его поддан- ные угодья и в связи с этим неизбежность трансформации в угодья с более низкими экологическими требованиями; • ухудшение в результате использования земельного участка под данное угодье ряда свойств земель соседних участков, почвенно-грунтовых и поверхност- ных вод; • нарушение равновесия компонентов природно-хозяйственного комплекса, которое обеспечивается соответствием хозяйственной деятельности экологи- ческой обстановке, оптимальным сочетанием природных и антропогенных элементов ландшафта. Различные типы сельскохозяйственных угодий имеют разное природоохран- ное значение. Успешно выполняют природоохранные функции сенокосные уго- дья, особенно не используемые дополнительно для пастьбы скота. В целом наи- меньшее природоохранное значение имеет пашня. Однако, в зависимости от структуры посевных площадей природоохранная роль пашни может изменяться в очень широких пределах. При использовании участка под чистый пар и про- пашные культуры эта роль минимальна, а под многолетние травы - она значи- тельно возрастает и становится сопоставимой с природоохранной ролью сено- косных угодий. От соотношения посевных площадей с различной природоохран- ной ролью зависит природоохранное значение пашни в целом. Пастбища и мно- голетние насаждения по своей природоохранной роли занимают в целом проме- жуточное положение между сенокосами и пашней. Изъятие земельных участков из сельскохозяйственного оборота должны прово- дить в тех случаях, когда использование участка под сельскохозяйственное угодье не отвечает экологическим, природоохранным или социально-экономическим тре- бованиям (достаточно одной из этих причин). Изъятие земель сельскохозяйствен- ного назначения представляет собой многосторонний процесс, и не обязательно при соответствии вышеназванных требований определенный участок выводить из сельскохозяйственного использования. При целесообразности сохранения участ- ка в качестве сельскохозяйственного угодья используют различные способы: ' | • реализация комплекса мероприятий, направленных на резкое ослабление и ч прекращение процессов деградации почв; • изменение характера использования земли при сохранении того же вида уго- дий, в первую очередь орошаемой пашни; , • трансформация данного сельскохозяйственного угодья в другой вид угодий при сохранении его в составе сельскохозяйственных угодий, в первую очередь перевод пахотных угодий в кормовые угодья. _ к .. 192 Глава 4 При этом главной целью является достижение соответствия характера исполь- зования земель экологическим и природоохранным требованиям. Однако, до- биться такого соответствия в помощью вышеуказанных мер (осуществление ко- торых часто ограничено по экономическим соображениям) удается далеко не всегда. В этих случаях необходимо изъятие земель из сельскохозяйственного ис- пользования на достаточно длительный (часто — неопределенно долгий) срок. Перевод сельскохозяйственных угодий в другие с более низкими экологически- ми и природоохранными требованиями (например, перевод пашни в кормовые угодья), как и полное их изъятие из состава земель сельскохозяйственного назна- чения следует проводить на научной основе, а не в форме стихийного забрасыва- ния земель, как это нередко бывает. Консервация деградированных сельскохозяйственных земель регулируется Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555 «Положение о по- рядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, заг- рязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными вещества- ми», согласно которому консервацию земель или временное исключение их из хозяйственного оборота осуществляют для предотвращения развития и устране- ния процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. В зависимости от способа восстановления деградиро- ванных сельскохозяйственных угодий и степени загрязненности земель вместо консервации можно вводить специальный режим их использования или изме- нять целевое назначение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Контроль за использованием и охраной земель» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»