Объектом мониторинга земель является весь земельный фонд Российской Фе- дерации независимо от форм собственности на землю. Содержание мониторин- га земель составляют комплексные наблюдения, изыскания, обследования и съемки, характеризующие изменения: • природных ландшафтов; • границ и площадей административно-территориальных образований, зем- лепользований и землевладений; • структуры почвенного покрова (состав и соотношение компонентов почвен- ных комбинаций, контрастность) и состояния почв, водной и ветровой эро- зии, деградации почв на пастбищах, опустынивания, подтопления и затоп- ления земель, переувлажнения, заболачивания, засоления и осолонцевания почв, деградации почвенного покрова, мощности гумусового профиля, кар- бонатности, гранулометрического состава, скелетности, агрегатного состоя- ния, переуплотнения и слитизации почв и другие, а также кислотно-щелоч- ного баланса, содержания в почве элементов питания, макро- и микроэле- ментов, остатков пестицидов, тяжелых металлов, рассеянных химических эле- , ментов, радионуклидов и др. (кроме земель сельскохозяйственного назначе- ния, по которым используют данные мониторинга плодородия); • структуры растительного покрова и состояния растительности (с использо- ванием данных других функциональных подсистем ЕГСЭМ) - сельскохозяй- ственных посевов, пастбищной, сенокосной, болотной, многолетних насаж- дений, древесно-кустарниковой, входящей и не входящей в лесной фонд, по фенологическим характеристикам, фитопатологическим очагам биомассе, рас- пространению наркосодержащей растительности (естественной и нелегальных Глава 1 посевов), а также на природных кормовых угодьях (сенокосах, пастбищах), кроме того по типологическому составу продуктивности и культуртехничес- кому состоянию. На базе данных других функциональных подсистем ЕГСЭМ фиксируют со- стояние геологической среды, рельефа, гидрографической сети и состояние земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов. Результаты мониторинга земель отражают количественные и качественные по- казатели, характеризующие изменения состояния и использования земель. Эти показатели могут выражаться в абсолютных или относительных величинах, при- веденных к определенному сроку или периоду. Многообразие и сложность задач мониторинга земель требует создания его достаточно развернутой и густой сети. На некоторых наиболее экологически уязвимых территориях необходимо создать близкую к максимальной или макси- мальную сеть объектов мониторинга земель. Наблюдения следует проводить по единой методике с соблюдением принципа взаимной совместимости данных, основанного на применении государственной системы координат, высот, кар- тографических проекций, единых классификаторов, кодов, системы единиц, вход- ных и выходных форматов. Технической базой сбора, хранения, обработки и выдачи информации мони- торинга земель являются земельные информационные системы (ЗИС), основан- ные на современной компьютерной технике, функционирование которой обес- печивается унифицированными программными средствами. Материалы и дан- ные мониторинга, в том числе и фондовые, полученные с применением других технических средств и технологий, по мере оснащения организаций компью- терной техникой переносят на соответствующие носители (магнитные диски, ленты и т.д.). Мониторинг земель выполняют с применением следующих методов получе- ния информации: наземные съёмки и наблюдения, дистанционное зондирова- ние (космические съёмки и наблюдения, съёмки и наблюдения с высотных са- молётов, съёмки и наблюдения с помощью средств малой авиации и др.), исполь- зование фондовых данных. При этом как одно из ведущих направлений монито- ринга земель следует рассматривать наземные наблюдения, важной составной частью которых должен стать агрохимический мониторинг (плодородия земель*). Наземные наблюдения проводят путем сплошных обследований на полигонах, эталонных, реперных участках, автоматизированных стационарных пунктах сбора опорной информации в целях обработки аэрокосмической информации и для получения данных о состоянии использования земель в случаях, когда мето- дами дистанционного зондирования эти данные получить невозможно. Главное назначение космических съёмок и наблюдений с высотных самолетов — получить характеристику состояния и использования земель на региональном уровне. Съёмки и наблюдения с п о м о щ ь ю малой авиации проводят для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации. г 165 185 Раздел III. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных ресурсов ] Дистанционное зондирование земельного фонда осуществляют с использова- нием приборов и оборудования, дающих видео- и фотоинформацию (аэрофото- аппаратура, многоканальные сканирующие устройства, радиолокаторы, ТВ-ка- меры и др.), и приборов трассовой группы (спектрометры, СВЧ- и ИК- радио- метры и др.). Конкретный набор приборов и оборудования для дистанционного зондирования земель Российской Федерации может быть определен после про- ведения опытно-производственных работ по установлению их эффективности в условиях необычайной сложности и многообразия природно-хозяйственных комплексов территории. Сведения мониторинга земель должны быть высокоинформативными; отве- чать требованиям объективности, достоверности, точности, сопоставимости, оперативности. Результаты мониторинга земель представляют в форме, предус- мотренной соответствующей нормативно-технической документацией. Для получения информации о состоянии земель необходимо выбрать объекты (полигоны, наблюдаемые участки и т. п.), на которых следует вести наблюдения за наиболее характерными для данной территории негативными процессами, вызванными хозяйственной и иной деятельностью и природными явлениями. На объектах целесообразно вести наблюдения с учетом работ в системах государ- ственного мониторинга земель, государственного мониторинга геологической сре- ды, государственного мониторинга водных объектов и лесного мониторинга с ис- пользованием информации подругам системам наблюдений и исследований. Объекты наблюдений федерального уровня должны быть представительными для больших территорий, на которых выявляют и изучают наиболее распростра- ненные и опасные негативные процессы в оперативном и иных режимах с при- менением методов и технологий, разработанных на основе средств дистанцион- ного зондирования. На объектах наблюдений работы следует выполнять по соот- ветствующим программам, планам, соглашениям за счет средств федерального, субфедерального и местных бюджетов, а также других источников. Соотноше- ние затрат средств на объектах наблюдений определяют в зависимости от состава наблюдаемых негативных процессов, распространения их по территориям, сте- пени и уровня проявления. Учитывая, что земли и геологическая среда являются важнейшими (базовыми) компонентами окружающей природной среды, а геологические процессы и яв- ления оказывают существенное влияние на качество земель, необходимо при вза- имодействии систем Росземкадастра и Минприроды России определить перво- очередные объекты (полигоны, участки и др.) наблюдений по территории Рос- сии с указанием негативных процессов, которые являются определяющими для оценки качества земель на соответствующих представительных территориях. Система государственного мониторинга геологической среды практически ох- ватывает все регионы страны (15 тыс. наблюдаемых станций и 700 участкоь), а геохимические наблюдения выполняют по разным зонам (урбанизированным, промышленным, лесохозяйственным, горнорудным и горнопромышленным) Глава 1 с проведением многофункционального геохимического картирования, компонен- тами которого являются почвы, горные породы, воды, донные осадки водотоков, атмосферная пыль. Важным элементом системы является Государственный банк цифровой геологической информации, который на федеральном и региональ- ном уровнях обеспечивает 7 специализированных и 11 региональных центров. Имеющаяся информация о состоянии геологической среды должна быть про- анализирована на предмет ее использования для усановления представительных федеральных и региональных объектов наблюдений, на которых происходят наи- более ущербообразующие негативные процессы, характерные для определенных территорий, где должны быть разработаны и реализованы мероприятия по пре- дотвращению и устранению этих процессов в целях охраны земельного фонда и сохранения оптимального состояния геологической среды, рационального их использования, обеспечивающего экономическую, социальную, продовольствен- ную и национальную безопасность страны. Наиболее ущербообразующими негативными процессами на землях, связан- ными с хозяйственной и иной деятельностью, за которыми необходимо посто- янно вести наблюдения в оперативном и иных режимах в системе Росземкада- стра, являются: эрозия, подтопление, переувлажнение, заболачивание, засоле- ние, дегумификация и осолонцевание почв, опустынивание, засоренность зе- мель камнями, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мел- колесьем, деградация оленьих пастбищ, разрушение почвенного покрова и др. Одновременно с этим для комплексной оценки состояния земель следует ис- пользовать в полной мере данные о состоянии геологической среды, водного и лесного фондов и иную информацию, характеризующую состояние земель по следующим процессам: карстовые, карстово-суффозионные, оползневые, об- валы, абразия, сели, просадочность, мерзлотные (пучение, термокарст, термо- эрозия, солифлюкция и др.); геологические процессы, вызывающие эрозион- ное расчленение территории; землетрясения (сейсмичность), вулканизм, изме- нения состояния водохозяйственных систем и сооружений, наводнения, затоп- ление; влияние на состояние земель отвалов, хвостохранилищ и т.д.; динамика лесного фонда под воздействием крупномасштабных изменений природной среды и стихийных бедствий; изменения в лесном фонде, происходящие вслед- ствие лесопользования и лесохозяйственных мероприятий, лесопатологичес- кое состояние лесов, оценка и прогноз его динамики; влияние промышленных выбросов, загрязнения радионуклидами на землях лесного фонда; пожары и гари; загрязнение почв городов и других поселений; фоновое загрязнение почв атмосферными осадками, эмиссия и сток парниковых газов; а также информа- цию, полученную в процессе мониторинга плодородия земель сельскохозяй- ственного назначения и мониторинга мелиорированных земель (как составных частей государственного мониторинга земель): кислотность почв, содержание в них питательных веществ и микроэлементов; эколого-токсикологическое со- стояние почв, мелиорированных земель и т.д.. г 165 185 I ч Раздел III. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных ресурсов ] Сеть объектов мониторинга земель может быть максимальной, опорной и раз- вернутой. Максимальной называется такая сеть мониторинга, которая обеспе- чивает наличие его объектов на любых категориях земель. Количество этих объек- тов должно быть таким, чтобы обеспечить в пределах каждого ландшафтно-эко- логического округа наблюдение на каждой категории земель с учетом имеющих- ся практически (хозяйственно) значимых различий. В настоящее время макси- мальная сеть может быть создана только для отдельных специфических регио- нов. Опорная сеть призвана обеспечить наблюдения на различных категориях зе- мель в пределах ландшафтно-хозяйственных провинций. Ее создают на наиболее крупных и типичных для данной провинции ареалах земель. Развернутую сеть мониторинга создают путем загущения опорной сети в тех регионах, где это требу- ется в первую очередь, с учетом конкретных местных условий. Количество объек- тов мониторинга должно быть таким, чтобы учитывать хозяйственно значимые различия (в пределах каждого округа) при ведении мониторинга земель по следую- щим функциональным подсистемам ЕГСЭМ: мониторинг состояния земель, втом числе их деградации, и мониторинг использования земель. Различные объекты сети мониторинга земель могут выполнять как однотипные, так и разные задачи. В соответствии с этим сеть мониторинга включает следующие виды объектов (поли- гонов): общего назначения, специального назначения и особого назначения. К полигонам общего назначения относятся все объекты, на которых проводят исследования различных категорий земель по единой (в основном) программе, с однотипным набором изучаемых показателей. Применительно к сельскохозяй- ственным землям полигоны общего назначения подразделяют на объекты, осуще- ствляющие мониторинг земель на различных видах сельскохозяйственных угодий. К категориям специального назначения относятся такие объекты, где програм- ма исследований и набор изучаемых показателей имеют определенные отличия от полигонов общего назначения, которые связаны с особенностями использо- вания земель. Применительно к сельскохозяйственным землям к полигонам спе- циального назначения относятся такие объекты мониторинга, которым прису- щи одно (или несколько) условий (особенностей): применяют системы земледе- лия, технологические, мелиоративные приемы, отличные от принятых на основ- ной части данной земледельческой зоны; уровень интенсификации и культуры земледелия значительно отличается от среднего по зоне; формы владения землей отличаются от форм владения на основной части территории данной зоны. Полигоны специального назначения на сельскохозяйственных землях подразделя- ют на несколько групп: • мелиоративного направления на эродированных землях, где применяют спе- циальные интенсивные комплексы противоэрозионных мероприятий, поли- гоны на орошаемых землях в зонах неорошаемого земледелия, на солонцовых землях, где внедряют комплексы мероприятий по борьбе с солонцеватостью, на осушенных землях с двойным регулированием водного режима, на рекуль- тивируемых землях и другие; г 165 1 Глава 1 • высокоинтенсивного использования, которые включает полигоны на госу- дарственных сортоиспытательных участках, опытных станциях и других объек- тах, где в течение длительного периода существует (и будет существовать в даль- нейшем) высокий уровень интенсификации и культуры земледелия; • малых форм землевладения, организуемые на участках крестьянских хозяйств и других землевладениях, представленных в д лительное (постоянное) пользование индивидуальным (мелким коллективным) владельцам, где формы владения зем- лей и ее использование существенно отличаются от крупных коллективных форм. К полигонам особого назначения относятся объекты мониторинга, предназ- наченные для наблюдения за какими-либо специфическими изменениями зе- мель, проявляющимися при нецеленаправленных антропогенных воздействиях на отдельных территориях. К таким территориям принадлежат земельные мас- сивы, которые находятся в зоне влияния объектов, вызывающих деградацию зе- мель (эрозия, переувлажнение, заболачивание, подтопление и затопление земель, засоление, опустынивание) и другое влияние на почвенный покров. Наряду с различиями по целевому назначению, полигоны мониторинга зе- мель могут подразделяться по объему, широте и детальности программ исследо- ваний на полигоны государственного, регионального и местного значения. По- лигоны местного значения, в свою очередь, могут быть локальными (характери- зующими административный район, город или их части) и объектными (харак- теризующими более мелкие объекты вплоть до отдельных земельных участков). Помимо специальной сети мониторинга земель информация об изменении их состояния и использования может быть получена из материалов различных ве- домств и организаций, которые являются вспомогательными объектами мони- торинга. К ним относятся объекты, на которых проводят периодические наблю- дения за изменением свойств почв и почвенного покрова не в рамках специаль- ных программ исследований агроэкологического мониторинга, а по программам для других целей. При этом наблюдения за изменениями почв и почвенного по- крова могут не являться главной или самостоятельной целью исследований на этих объектах, но тем не менее такие данные можно получить, анализируя ре- зультаты повторных циклов обследований почв. В отличие от вновь создаваемых основных объектов агроэкологического мо- ниторинга, на вспомогательных объектах, как правило, уже накоплен определен- ный материал прошлых лет, который в той или иной степени можно использо- вать для целей мониторинга. К вспомогательным для целей мониторинга отно- сятся следующие объекты: государственные сортоиспытательные участки, опыт- ные участки научно-исследовательских учреждений, опытных станций и т.п., объекты массовых почвенных, почвенно-мелиоративных, агрохимических обсле- дований, проводимых соответствующими организациями. Материалы таких об- следований отличаются следующими особенностями: • массовым охватом почти всей территории пашни и многолетних насажде- ний, значительной части кормовых угодий; 85 . Л Раздел III. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных ресурсов • весьма ограниченным, как правило, набором исследуемых параметров свойств почв; • невозможностью сопоставления (с высоким уровнем достоверности) повтор- ных циклов обследований; • широким диапазоном уровней интенсификации и культуры земледелия и ча- s стым непостоянством (изменчивостью) этих уровней во времени для одного и . того же объекта. Вспомогательные объекты агроэкологического мониторинга при всей непол- ноте, нецеленаправленности и разнородности имеющихся материалов в опреде- ленной степени дополняют и укрепляют сети мониторинга. Их нужно в макси- мальной степени привлекать при обязательной тщательной обработке данных, отбираемых для целей мониторинга. Кроме того, необходимо использовать ли- тературные источники по этой проблеме, фондовые материалы научно-исследо- вательских секторов высших учебных заведений, изучающих природную среду и другие имеющиеся фондовые материалы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Содержание и ведение мониторинга земель» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»