Мониторинг земель представляет собой систему регулярных наблюдений за t состоянием земельного фонда независимо от их правового режима и характера использования. В Постановлении Правительства РФ от 28.11.2002 №846 «Об утверждении По- ложения об осуществлении государственного мониторинга земель» определены следующие задачи мониторинга земель: • своевременное выявление и оценка изменений состояния земель, прогнози- рование последствий негативных процессов и выработка рекомендаций по их предупреждению и устранению; • информационное обеспечение деятельности по ведению Государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контро- ля за использованием и охраной земель, иных функций в области государ- ственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; • обеспечение граждан информацией о состоянии земель. Глава 1 Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (рав- нинные и горные территории), многообразия способов их использования, ши- рокого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачи- вание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение и др.), кото- рые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для про- ведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геобота- нические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематичес- кие карты России, а также серии карт основных показателей экологического со- стояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ре- сурсов страны, и на некоторые территории — результаты оценки их динамики во времени и пространстве. В окончательном виде система государственного мониторинга земель Россий- ской Федерации должна включать следующие разделы. 1. Концепцию ведения государственного мониторинга земель как информа- ционной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, дег- радации и загрязнения. 2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование зе- мельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель. 3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель. 4. Нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса. К 1990 году сложилась достаточно развитая структура государственных и ве- домственных служб, которые проводили наблюдения за оптимальными состав- ляющими природной среды, в том числе за состоянием и использованием зе- мель. Однако после 1991 года произошло сокращение объема наблюдений за со- стоянием природных ресурсов государственными и ведомственными структура- ми. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1992 г. № 491 было утверждено Положение о мониторинге земель в Российской Федерации, но финансирова- ние этих работ за прошедший период было явно недостаточным. Выявление негативных и позитивных тенденций в изменении эколого-хо- зяйственного состояния земельных ресурсов, выработка достоверных текущих и долгосрочных прогнозов ухудшения или улучшения их качества и приня- тие на основе этой информации в необходимых случаях экстренных мер по регулированию неблагоприятных процессов, эффективному управлению зе- мельным фондом региона возможно лишь на базе всестороннего анализа ре- зультатов систематических, регулярно обновляемых данных о количествен- г 177185 АРаздел III. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных ресурсов ] ном и качественном состоянии земель. Такую и н ф о р м а ц и ю получают в рам- ках мониторинга земель. В отличие от термина «контроль природной среды» понятие «мониторинг» само по себе не включает элементы управления, регулирования компонентов природ- ной среды, а обеспечивает необходимые данные для такого регулирования. Дан- : ные государственного мониторинга земель России должны характеризовать со- стояние: земельных ресурсов страны в целом, ее республик (краев, областей), ад- министративных районов, населенных пунктов, землевладений, землепользова- нии; таксономических единиц ландшафтно-экологического (природно-хозяй- ственного) районирования; ареалов воздействия негативных процессов и явлений. Структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, со- ответствующие категориям земель: • мониторинг земель сельскохозяйственного назначения; • мониторинг земель населенных пунктов; • мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, оборо- ны и иного назначения; • мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; • мониторинг земель лесного фонда; • мониторинг земель водного фонда; • мониторинг земель запаса. Учитывая специфику России, особое значение приобретает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подвергающихся интенсивным природным и антропогенным воздействиям. Мониторинг этих земель должен быть направ- 1 лен не только на выявление изменений их состояния как объектов хозяйственно- го использования, но и на учет характера использования и влияния изменений этих земель на общую экологическую обстановку в стране. Эффективный мониторинг зависит от создания федеральной и связанной с ней региональных автоматизированных систем, технически и организационно обеспечивающих получение необходимой информации, ее обработку, накопле- ние, систематизацию и представление заказчику. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за со- стоянием и использованием земель (угодий, полей, участков, элементов инфра- структуры) обобщают по административным районам и городам областей, респуб- лик, а также по областям и республикам в целом и по ландшафтно-экологическим (природно-хозяйственным) комплексам, экологическим ареалам различных видов. Мониторинг земель России является составной частью Единой государствен- ной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), а также глобального мони- торинга природной среды и климата.Разрабатываемая система мониторинга зе- мель России включает в себя следующие уровни: • глобальный (в соответствии с международной геосферно — биосферной про- • граммой «Глобальные изменения»); Глава 1 • федеральный (национальный) — на территории Российской Федерации в целом; • региональный (на пространствах, ограниченных физико-географическими, экономико-географическими, административными или иными рубежами и ох- -! ватывает крупные территории — Крайний Север Европейской части РФ, Северо- Западные районы РФ, бассейн реки Волги, республику, край, область и т.д.); rt: • локальный (административный район, город или их части); -I • объектный (отдельное хозяйство, другое землепользование и землевладение, полигон, участок). В зависимости от происхождения изменений состояния земель различают фоновый и импакгный мониторинг. Фоновый мониторинг предполагает на- блюдения за состоянием земель, находящихся под воздействием естественных процессов, при минимальном (фоновом) наложении на них результатов челове- ческой деятельности и проводится в биосферных заповедниках. При импакт- ном мониторинге ведут наблюдения за состоянием земель в местах непосред- ственного воздействия антропогенных факторов. Процессы, вызывающие изменения состояния земель, подразделяют на: • эволюционные (связанные с историческим развитием земли); • цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными перио- дами изменений природного характера); • антропогенные (связанные с человеческой деятельностью); • катаклизмы (связанные со случайными явлениями); • чрезвычайные ситуации (связанные с промышленными авариями, стихий- ными и экологическими бедствиями, экстремальными условиями, водохо- зяйственными катастрофами и др.) Наблюдения за состоянием земель в зависимости от сроков и периодичности под- разделяют на четыре группы: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через один год и более), оперативные (выполняемые регулярно, с интервалом менее одно- го года, или единовременные, связанные с чрезвычайной ситуацией), ретроспек- тивные (анализ предшествующих наблюдений). Мониторинг земель России должен учитывать специфику как природных, так и социально-экономических условий ее регионов, во многом уникальных, не повторяющихся на других территориях мира. Поставленные Правительством РФ задачи по организации государственно- го мониторинга земель могут быть решены посредством реализации комплекса мероприятий: „ • организационно-хозяйственных, включающих, помимо непосредственной • организации на разных уровнях системы наблюдений за состоянием и исполь- . зованием земель, финансовое, материально-техническое, юридическое, нор- е мативно-методическое, нормативно-техническое и другое обеспечение работ; : г* дробное ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) райониро- вание территории с максимально полной характеристикой его таксономи- . ческих выделов; г 165 185 Раздел III. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных ресурсов ] • выбор внутри ландшафтно-экологических выделов репрезентативных адми- нистративных районов, городов или их частей (локальный уровень), отдель- ных хозяйств, других землепользований и землевладений, полигонов, участ- ков (объектный уровень) для размещения наблюдательной сети, их юриди- ческое оформление и обустройство; • систематизация и анализ всей имеющейся информации, характеризующей эколого-хозяйственное состояние земель территорий, отобранных для раз- мещения наблюдательной сети, выполнение на них комплекса исследова- тельских работ, включающих отбор образцов почв и растительности на лабо- раторный анализ, составление и изготовление тематических картографичес- ких и других документов; • проведение опытно-производственных работ по дистанционному зон- дированию территории с помощью аэрокосмических средств и систем ав- томатизированной обработки информации с целью создания методичес- ких подходов и способов конкретной организации и осуществления мо- ниторинга земель.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные задачи и структура мониторинга земель» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»