Концепция социальной памяти позволяет выявить базовую (минимальную) структурную модель социума. Поскольку социальная память представляет собой инструктирующее/ регулирующее устройство макродинамики социальной системы, то существуют и устройства интерпретации/ исполнения инструкций (социальная активность/пассивность индивидов), и объекты регулирования (как другие индивиды, так и объекты окружающей среды). Соответственно, компоненты: а) Социальные стиками: индивиды, обладающие следующими характериструктура социума включает в себя следующие
al) Между социальными индивидами распределена социальная память, пассивно хранящаяся в их психической системе и активно воспроизводимая в их социальном поведении и социальных
142
Павел
Лукша.
Самовоспроизводство
в
эволюционной
экономике
Заключение 179
: 17
же, как они учатся коммуницировать между собой1. Кроме того, нет никакого сомнения, что многие компоненты искусственной окружающей среды социально специфичны или даже уникальны для каждого конкретного социума (например, русские матрешки или венецианские маски). Таким образом, методологически нелогично и неестественно исключать искусственную внутреннюю среду из структуры социума. Должна учитываться (хотя непосредственно и не входит в базовую структуру социума) в) естественная (внешняя) среда социума, которая включает в себя запасы естественных ресурсов, в т. ч. пока недоступные к использованию данным социумом, и «свалки» (коллекторы) отходов. Фактически, естественная окружающая среда включает в себя все идентифицированные или неидентифицированные объекты окружающей среды, которые либо еще не включены в цикл активного преобразования их социумом, либо уже полностью исключены из этого цикла. Очевидно, что граница между внутренней и внешней средой социума постоянно меняется — разведанные природные ресурсы входят в «орбиту» взаимодействий социума, т. е. переходят из внешней во внутреннюю среду, а с «ушедшими» во внешнюю среду отходами человек все равно может сталкиваться (свалки, кладбища, последствия экологического загрязнения и т. п.). Хотя собственно социальную систему образуют только социальные индивиды и искусственная артефактная среда, учет аспекта внешней окружающей среды в анализе социальной структуры также представляется необходимым. Поскольку социум является открытой проточной системой, он не может существовать дольше некоторого ограниченного времени как без регулярного притока извне ресурсов, так и без оттока (отходов или захоронений по смертности) (Georgescu-
среды, в первую очередь за счет расширения объема и разнообразия внутренней артефактной среды 1 (Laland et al., 2001). Базовая (минимальная) структура социума обобщена на рис. 5. 1. Фактически, она представляет собой модель макросоциальной статики для случая адекватно функционирующей социальной системы (как модель ее «застывшей динамики») 2 . Хотя турных блоков и отношений роваться, сальна для любого социума. морфология отдельных струкможет существенно варьимежду ними
можно утверждать, что эта минимальная структура универ-
Рисунок 5.1: Базовая (минимальная) структура социума Существует возможность для культурологической интерпретации данной модели (напр. соответственно (Benedict, 1989)). Искусственная внутренняя среда соответствует «материальной культуре» как продуктам культурной активности, а активность/ пассивность социальных индивидов — 1 Призыв Ф. Бэкона о необходимости покорения человеком стихийных природных сил и постановки их «на службу» человечеству (Бэкон, 1935) иллюстрирует рефлексию относительно этого процесса в западноевропейской цивилизации. 2 Эта структура будет универсально повторяться и для любого социального института (как части социума), поскольку любой институт представляет собой систему отношений и взаимодействий между социальными индивидами, регулируемую особой, только к этому институту относящейся, социальной памятью, и «опирающуюся» в первую очередь на объекты искусственной внутренней среды.
Roegen,
1971). Внешняя среда является одной из важнейших детермиРазнообразие естественных ресурсов, наилучшие
нант, обуславливающих структуру, организацию и функционирование социума (Кузык, Яковец, 2006). технологии, их избыток или дефицит могут ограничить возможные и
нормы и ритуалы данной социальной системы, особенно
в традиционных и индустриальных обществах — очевидно, что существует значительная разница в укладе жизни полинезийских рыбаков, монгольских кочевников и эскимосских охотников на тюленей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БАЗОВАЯ СТРУКТУРА СОЦИУМА» з дисципліни «Самовідтворення в еволюційній економіці»