А. Смит был профессором логики и философии морали. Сегодня существует полное согласие по вопросу о том, что его основной экономический труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776 года не противоречит, а реализует морально-философские намерения более раннего произведения «Трактат о моральных чувствах» 1759 года1. Очевидно, в те времена этика оказалась в условиях, которые могли проявить свои цели лучше всенр в форме экономики2. Из этого мы и исходим. Основную причину для трансформации этики в экономику нужно видеть в том, что в 17 и 18 веках маленькие, относительно изолированные единицы хозяйства, «домашние хозяйства» сливались в народное хозяйство в современном смысле3. Вследствие этого разделение труда сильно ускорилось, связанная с этим специализация углубилась и вытекающие отсюда преимущества продуктивности могли исчерпываться все более всеобъемлюще. Логически «Исследование о природе и причинах богатства народов» начинается с анализа разделения труда на известном примере изготовления булавки. Величина рынка – тогда народное хозяйство, сегодня все более мировое хозяйство – является решающей величиной определения глубины разделения труда и связанных с этим преимуществ специализации. Однако предпосылкой является эффективный механизм согласования, который Смит находит в рынке и конкуренции. Согласование произведенной по частям работы в слившейся в народное, а сегодня в мировое хозяйство экономике более не происходит посредством таких мотивов, как, например, чувство симпатии, на чём Смит в 1759 основывал этику, а все чаще совершается посредством связанных с правилами и институтами процессов обмена с включенными в них процессами контроля и измерения4. Современная экономика характеризуется глубоким разделением труда, анонимными процессами обмена, длинными цепочками производства при участии многих действующих лиц, растущей взаимозависимостью и высокой комплексностью. "Взаимозависимость" подразумевает тот факт, что результат моего действия больше не зависит (только) от моего действия, но зависит (также) от того, что делают другие, – в том числе, (сознательно или бессознательно) реагируя на моё действие. Отсюда непосредственно следуют две фундаментальные проблемы для понимания этики. Во-первых, тот общий результат, который имеет первостепенное значение для состояния благосостояния многих людей - в высшей степени этически значимого - (возможность располагать потребительскими товарами, рабочими местами и пр.), не произвели ни отдельный человек или отдельное предприятие.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классическая концепция: игровые правила и ходы» з дисципліни «Економічна етика і етика підприємництва»