Процесс производства добавочной прибавочной стоимости в различной конкурентной среде. Совершенная и несовершенная конкуренция
Конкуренция не создает ни потребительной стоимости, ни стоимости. Она не является предметом исследования в теории капитала. Здесь приоритет принадлежит микроэкономике, в которой детально рассматриваются различные рыночные структуры. Мы подробно остановимся на совершенной и несовершенной конкуренции на более высоком структурном уровне (Гл. 11). Конкуренция, безусловно, влияет на протекание процесса производства добавочной прибавочной стоимости. В наших примерах стоимость и, соответственно, цена единицы товара для предприятия была задана извне, т. е. была задана обществом и определялась как средняя стоимость товаров данной сферы. Такая ситуация в микроэкономике называется совершенной конкуренцией, а предприятие которое не оказывает влияния на цены, – конкурентной фирмой, ценополучателем, (a price-taker). Именно поэтому во втором примере предприятие имело возможность получать добавочную прибавочную стоимость полностью, используя «ножницы цен», или разницу между общественной и индивидуальной стоимостью товара. Период получения добавочной прибавочной стоимости в этих условиях может длиться относительно долго. Но уже в условиях совершенной конкуренции предприятие, выпускающее даже незначительную массу товаров данной сферы, может продавать товары по стоимости ниже общественной (12 ч ОНРВ), но выше индивидуальной (9,5 ч ОНРВ). Это делается для того, чтобы ускорить реализацию. Стимул к реализации по стоимости ниже общественной становится тем более актуальным, если предприятие (с ростом выпуска) производит значительную долю продукции данной сферы. Практика конкуренции показывает, что крупное предприятие может получать добавочную прибыль при максимальном понижении цен (в пределах разницы между общественной и индивидуальной стоимостями). В нашем примере предприятие, выпускающее 24 ед. товара и максимально использующее «ножницы цен», получает добавочную прибавочную стоимость 2,5 ч на единицу, всего 60 ч ОНРВ. Реализуя товары по стоимости 10,5 ч, т. е. получая добавочную прибавочную стоимость 1 ч ОНРВ на единицу товара, предприятие, выпускающее 1000 ед., в итоге получит 1000 ч ОНРВ. В практике бизнеса широко используется получение добавочной прибыли, и увеличение общей массы прибыли путем понижении цен. Если одно или несколько предприятий производят значительную массу товаров данной сферы, то индивидуальная стоимость их товаров все более определяет общественную. Стоимость – средняя стоимость товаров. Но эти предприятия вносят весомый вклад в образование этой средней величины. Ситуация формирования стоимости «как индивидуальной стоимости товаров, которые производятся при средних условиях данной сферы и которые составляют значительную массу продуктов последней» в микроэкономике соответствует несовершенная конкуренция. Под это определение подпадают и монополия и олигополия. Товар не имеет стоимости, если он не удовлетворяет общественную потребность. Общественная потребность имеет свои пределы, поэтому, теоретически, в условиях чистой монополии предприятие, повышающее производительность труда, непосредственно сталкивается с пределами общественной потребности по качеству и количеству потребительной стоимости, с убывающей кривой стоимости (цены) единицы товара. Период получения добавочной прибавочной стоимости связан с институциональными условиями: установлением барьеров на входе в отрасль, недопущением конкурентов к секретным технологиям, обеспечившим повышение производительности труда и т. п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Процесс производства добавочной прибавочной стоимости в различной конкурентной среде. Совершенная и несовершенная конкуренция» з дисципліни «Теорія суспільного багатства. Підстави Мікро- та макроекономіки»