ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Основи споживчої кооперації

Органы самоуправления и профессионального управления
Потребительская кооперация — система потребительских обществ и союзов потребительских обществ
В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение потребительской кооперации:
Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Таким образом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.
В потребительской кооперации могут создаваться и другие организации, например хозяйственные товарищества, образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы.
Потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
В этом пространном определении отражены следующие черты потребительского общества:
— потребительское общество — коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства;
— начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;
— потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;
— цель потребительского общества — его социальная миссия — удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.
Следует подчеркнуть, что потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их соци- альные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.
Потребительские общества классифицируются на виды:
а) по территориальному признаку:
— сельское потребительское общество — сельпо;
— городское потребительское общество — горпо;
— районное потребительское общество — райпо;
б) по социальному или профессиональному составу членов:
— рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) —раб-кооп;
— рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) — рыбкооп;
— студенческое потребительское общество — студпо;
— ученическое потребительское общество — учпо.
Потребительские общества — первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут образованы потребительские общества, то не будет и их союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.
Союз потребительских обществ1 — это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.
Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране, а их социально-экономи-ческая деятельность становится более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.
Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру.
Рассмотрим организационную структуру системы потребительской кооперации.
В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.
Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
Второй уровень системы занимают районные (окружные) союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ на территории районов (национальных округов).
Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.
Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.
Большинство районных союзов (рай-потребсоюзов) и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества — райпо (рис. 7).

Основное преимущество создания рай-по в условиях рыночных отношений — это концентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества — это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.
Райпо, как любое потребительское общество, объединяет пайщиков, поэтому образует первый уровень системы потребительской кооперации.
Образование райпо способствует формированию трехуровневой системы потребительской кооперации (рис. 8).
Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей около 3000 потребительских обществ, свыше 200 районных и окружных потребсоюзов, 77 областных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центросоюз РФ.
Переход с четырехуровневой на трехуровневую организационную структуру способствует сокращению числа потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.
Таким образом, потребительские общества и потребительские союзы образуют четырехуровневую или трехуровневую организационную структуру системы потребительской кооперации (рис. 9, табл. 4).


Структура органов управления и контроля потребительских обществ и союзов потребительских обществ
В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.
При изучении органов управления следует учитывать, что в зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.
Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании. Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.
Причем максимальное количество пайщиков в потребительском обществе не ограничено: на одно потребительское общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских обществах для обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных участков.
Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек)1.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Органы самоуправления и профессионального управления» з дисципліни «Основи споживчої кооперації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ
ВНЕСОК Дж. М. КЕЙНСА У РОЗВИТОК КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ ГРОШЕЙ
СУЧАСНИЙ МОНЕТАРИЗМ ЯК НАПРЯМ РОЗВИТКУ КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ
Мова HTML
АО "МММ" Історія, наслідки та реклама


Категорія: Основи споживчої кооперації | Додав: koljan (24.05.2012)
Переглядів: 889 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП